Минфин намерен уравнять фискальную нагрузку для компаний и физлиц, предложив взимать налог со всей недвижимости бизнеса по кадастровой, а не по балансовой стоимости, которая во многих случаях в разы ниже рыночной. Изменения предсказуемо увеличат расходы компаний, многие из них вынуждены будут закрыться. Кто больше всего пострадает от нововведений, выяснял «МК».
Фото: АГН «Москва»
Сейчас заводы, фабрики, логопарки, склады и объекты транспортной инфраструктуры стоят на балансе организаций по первоначальной стоимости или по стоимости приобретения. Здания относятся к основным средствам и могут амортизироваться. Т.е. каждый год цена на них, а соответственно, и сборы в местные бюджеты уменьшаются. Ежегодная переоценка кадастровой стоимости, которая зачастую близка к рынку, не производится.
При этом собственники бизнес-центров, торговых помещений, объектов общественного питания, бытового обслуживания уже сейчас платят налог на недвижимость по кадастру. Добавим, что граждане — владельцы жилых помещений, машино-мест, гаражей платят сборы по кадастровой стоимости с 2015 года. Ставка налога устанавливается каждым регионом и не может превышать 2,2%.
Минфин решил устранить эту несправедливость и «выровнять налоговую нагрузку для организаций и физических лиц», говорится в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». При этом сохранятся исключения — сооружения, для которых налог по-прежнему не будет определяться по кадастровой цене. Пока нет подробностей ни по новой конструкции налога, ни по срокам перехода.
Как сообщил «МК» советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов: «Решение Минфина имеет свою логику. В свое время для многих владельцев квартир и домов введение кадастровой оценки стало неприятным сюрпризом. Ведь инвентаризационная стоимость жилья по БТИ — и, соответственно, налог — в десятки, а порой и в сотни раз была ниже рыночной. И неудивительно, что положительный с точки наполнения бюджета опыт был перенесен на юрлиц. Сейчас повышенное внимание к наполнению госбюджета, а недвижимость — это такой вид актива, который невозможно вывести в офшор, трудно спрятать, и он хорошо подходит для целей повышения налогообложения».
«Когда налоговая нагрузка повышается в кризис, понять Минфин можно. Но принять эту инициативу трудно. Потому что, безусловно, это еще больше дестимулирует бизнес, который и так работает сегодня в чрезвычайно сложных условиях», — полагает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
Предприниматели также без энтузиазма встретили идею Минфина. Как считает акционер АО «ГЛИМС-Продакшн» Алексей Долматов, рост налоговых обязательств в первую очередь затронет производственные предприятия, у которых значительную долю основных фондов составляют производственные, складские и вспомогательные помещения. По его прогнозу, вырастет количество обращений юрлиц в суды и комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости (при Росреестре). «В такой ситуации рост налоговых расходов бизнесу придется покрывать за счет роста цен на свои товары (работы, услуги), что в итоге отразится на конечном потребителе», — уверен Долматов.
«Для бизнеса реализация подобного предложения приведет к пересмотру финансовых моделей и дополнительным затратам в области налогообложения», — отметил директор по развитию маркетплейса стройматериалов «Орлан Системс» Алексей Мостовщиков. По его мнению, в зону риска попадут большие логистические компании, обладающие обширными складскими помещениями, а также различные производства, обладающие складскими и другими функциональными помещениями.
Гендиректор проектно-экспертной организации «АС-Групп» Сергей Дрёмин предлагает не спешить с нововведениями: «Государству сначала необходимо определить кадастровую стоимость всех объектов, дать несколько лет бизнесу на ее оспаривание, совместно с бизнесом рассчитать новые налоговые ставки и только после этого менять вид налоговой базы. Переход должен быть максимально плавным. Резкая смена базы с балансовой на кадастровую будет ошибкой. Многие предприятия не выдержат этот удар».
Алексей Долматов предлагает в рамках этой законодательной инициативы Минфина использовать дифференцированную ставку налога на имущество. Во-первых, пониженные ставки для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), которые уплачивают налог на имущество по объектам недвижимости исходя из кадастровой стоимости. Во-вторых, пониженные ставки (отмена налога на несколько налоговых периодов) для организаций, понесших расходы на приобретение (создание) новых объектов недвижимости определенной стоимости, иначе нововведения снизят инвестиционную активность бизнеса. Кроме того, если ко всем объектам применяется кадастровая стоимость, то при предоставлении в обеспечение банку уместно также использовать в качестве оценки кадастровую стоимость имущества», — заключил Долматов.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.