Думский Комитет по бюджету и налогам обсудил прогноз социально-экономического развития страны и основные параметры федерального бюджета на 2023–2025 годы. Нынешнюю ситуацию глава комитета Андрей Макаров («ЕР») назвал даже более сложной, чем в 90-е годы, «когда денег было гораздо меньше». Бюджет в зависимости от обстоятельств будет пересматриваться, темпы роста экономики и доходы казны могут оказаться меньше, а инфляция — выше, говорили депутаты и эксперты.
Фото: Лилия Шарловская
В первом чтении, которое запланировано на следующую неделю, будут утверждаться основные показатели главного финансового плана страны и прогноз, на основании которого он составлен. Открывая 17 октября заседание профильного комитета, г-н Макаров сказал, что сегодня «любые прогнозы по доходам носят в значительной степени условный характер, потому что есть огромное количество переменных, которые могут изменить ситуацию в любой момент». В подобных условиях главной задачей является «надежность конструкции бюджета», которая должна гарантировать выполнение всех социальных обязательств государства перед гражданами, но эта конструкция должна быть еще и «гибкой». «Раздолбайство» в расходовании бюджетных средств, которое «мы могли себе позволить раньше, абсолютно непозволительно», — предупредил он.
За составление прогноза отвечает Минэкономразвития. Глава ведомства Максим Решетников исключать дополнительного негативного влияния внешних факторов вроде новых санкций и спада в мировой экономике не стал. Но мировые цены на нефть, полагает министр, продержатся в 2023 году на «приемлемом» уровне около 70 долларов за баррель, серьезного обвала цен на энергоносители не будет — «без России сбалансировать мировые рынки невозможно, на нас приходится 14% мировой добычи нефти и 11% ее экспорта, и даже при новых санкциях она сможет сохранить свою роль стратегического поставщика, при необходимости переориентировавшись на восточные рынки». Первый вице-спикер Александр Жуков («ЕР») усомнился в прогнозе существенного увеличения экспорта нефти и спросил, были ли учтены принятые в последнее время Евросоюзом и странами «Большой семерки» решения о ценовом «потолке» на российскую нефть. Г-н Решетников ответил, что если по экспорту нефтепродуктов доля России на мировом рынке действительно «существенно сокращается», то сырая нефть «по-прежнему продолжает пользоваться спросом», пусть и у других потребителей, неевропейских.
Инфляция в 2023 году снизится до 5,5%, считают в Минэкономразвития. ВВП тоже снизится: на 2,9% по итогам 2022 года (прошлой осенью, напомним, в 2023 году ожидался рост экономики на 3%), в 2023 году падение замедлится до 0,8% (вместо планировавшегося ранее роста еще на 3%). А в 2024 году начнется рост. Основным его «драйвером» станет спрос — потребительский и инвестиционный, сообщил г-н Решетников. Уже в 2023 году доходы граждан должны вырасти на 1,6% в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, по сравнению с уровнем 2022 года, когда они сократятся на 2,2%. Так думают в правительстве…
Базовый прогноз Центробанка исходит из того, что ВВП будет «несколько ниже», инфляция —«несколько выше», доложил замглавы ЦБ Алексей Заботкин.
Министр финансов Антон Силуанов тоже ссылался на «непростую ситуацию». «Многие говорят: не растут у вас расходы даже в номинальном выражении по сравнению с нынешним годом, порядка 29 трлн рублей в 2023 году», но, чтобы увеличить расходы, «доходов таких уже нет», констатировал он. Одной из мер увеличения доходной части бюджета глава Минфина назвал рост налоговой нагрузки на те отрасли экономики, которые в этом году при высоких ценах на сырье получали сверхприбыли. Идею Дениса Парфенова (КПРФ) заодно ввести и прогрессивный налог на доходы физлиц г-н Силуанов не поддержал: «Налогообложение граждан всегда очень чувствительно, это даст отрицательный эффект в смысле доверия к власти».
Одним из приоритетов расходной части бюджета г-н Силуанов назвал «интеграцию новых регионов», то есть присоединенных к России в начале октября ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Где именно в проекте заложены эти средства, он не сказал.
Проект бюджета на 2023–2025 годы прогнозируется дефицитным. В этом году по расчетам доходы не сойдутся с расходами на 1,3 трлн рублей, а в 2023 году — на 2,9 трлн рублей.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин на заседание бюджетного комитета Госдумы не пришел. Г-н Макаров объяснил его отсутствие болезнью. Заключение СП представляла замглавы контрольного ведомства Галина Изотова. По ее словам, серьезных недостатков аудиторы не обнаружили. А руководитель РАНХиГС Владимир Мау на похвалы вообще не скупился: «Бюджет очень тяжелый, не сомневаюсь, что его придется пересматривать, но он лучший из того, что можно сделать на сегодняшний момент». Экономист предложил специально проработать в прогнозе вопросы «экономической мобилизации» — оговорив, что речь не идет о переходе к советской модели управления экономикой, потому что «большинство экономических мобилизаций в последние 100 лет происходили в странах с рыночными условиями».
Независимый депутат Оксана Дмитриева поинтересовалась, почему правительство предпочитает покрывать дефицит бюджета за счет внутренних заимствований, а не финансировать расходы из Фонда национального благосостояния. Г-н Силуанов ответил, что пока средства ФНБ еще не использовались для покрытия текущих расходов, но в конце года эта возможность будет наверняка использована. В 2023 году правительство постарается обойтись без этого, если «аппетит» у инвесторов к российским ценным бумагам вырастет.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.