Крайний север – огромная и до сих пор до конца не изученная территория России. Но в последние годы все больше сил прилагается, чтобы это исправить. Так, например, Минприроды РФ заключило договор с бизнес-структурами для того, чтобы организовать масштабный проект изучения жизни местной фауны. Исследования проводились в рамках национального проекта «Экология». Ученые смогли получить огромное количество информации о моржах, диких оленях, белых медведях и чайках. Ею они поделились с журналистами в четверг, 20 октября, на пресс-конференции посвященной итогам трех экспедиций в труднодоступные и малоизученные районы Российской Арктики.
Масштабные исследования
Одной из первых компаний, заключившей соглашение с Министерством природных ресурсов и экологии в 2019 году стала «Роснефть». Она совместно с учеными ведущих НИИ ведет исследования по сохранению и мониторингу ключевых видов-биоиндикаторов арктических экосистем.
«Мы реализуем в Арктике комплексную масштабную долгосрочную научную программу. Эта работа ведется в сотрудничестве с ведущими российскими научными организациями. У нас прошел 3х-летний полевой сезон в рамках нацпроекта «Экология», — рассказал директор департамента научно-технического развития и инноваций НК «Роснефть» Александр Пашали.
Специалисты нефтяной компании и ведущих профильных научных институтов страны суммарно провели в экспедициях больше 14 месяцев. С помощью установленных фотоловушек получено 200 тысяч фотографий. Для лабораторных анализов отобрано свыше 600 биологических образцов. Полевые работы 2022 года стали завершающими для проекта.
«Мы считаем целесообразным продолжить исследование белого медведя и его кормовых объектов. Возможно, что и сам нацпроект «Экология» продлиться до 2030 года», — поделилась начальник отдела по сопровождению и реализации федпроекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» Нацпроекта «Экология» Минприроды РФ Оксана Никушина.
Собранные данные позволят актуализировать современное представление о распределении и ключевых местообитаниях исследуемых видов. По итогам оценки полученных результатов будут разработаны практические решения по охране окружающей среды на лицензионных участках компании.
Белые медведи
Ранее в 2020/21 годах ученые в рамках проекта изучали поведение белых медведей на островах архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа. В задачи экспедиций входило: определить частоту встреч хищника, провести морфометрические измерения и оснастить животных спутниковыми передатчиками для изучения маршрутов миграции.
«Проводили исследования мы в регионе, куда не просто пробраться, поэтому мы очень рады, что это удалось. Мы подходили комплексно к изучению видов, так как они индикаторы состояния окружающей среды. Использовались методы и наблюдения за питанием этих видов, и их поведением, и физиологическим состоянием, их перемещениями, заболеваниями. Благодаря этому мы разрабатываем ряд мер, чтобы сохранить биоразнообразие Арктики», — рассказал член-корреспондент РАН и директор Института проблем экологии и эволюции им. Алексея Николаевича Северцова Сергей Найденко.
Специалисты наблюдали за животными в период выхода самок из родовых берлог. Общая протяженность маршрутов экспедиции составила более полутора тысяч километров. На трех самок были надеты ошейники со спутниковыми передатчики системы Argos. Первые данные передатчиков зафиксировали миграцию медведиц с медвежатами по припайному льду от острова Земля Александры к острову Земля Георга и обследование ими прибрежных бухт этого острова.
Моржи
Наблюдения за моржами в 2022 году велись в рамках рейса «Плавучего университета» по маршруту Диксон — Земля Франца Иосифа – Архангельск. Самое крупное лежбище животных обнаружено на острове Хейса. 658 особей (ранее фиксировали не более 150-ти) держались далеко от воды – такое поведение животных прежде не было описано в научной литературе.
«Самое интересное, что в этот раз моржи держались не на пляже, как это обычно бывает, а на песчаной 40 метровой возвышенности. Ранее такого поведения за ними замечено не было», — рассказал Пашали.
«Каким образом моржи выбирают ту или иную залежку до сих пор нее известно. Но мы можем предположить, что в этот раз они забрались так далеко, потому что на пляже стало тесно. Это доказывает и большое количество следов. Для нас и 650 особей было удивлением для острова Хейса, но, видимо, их там еще больше. Это не связано с «бейби бумом», а скорее с тем, что до этого не было возможности пройти от одного берега до другого и всех посчитать», — объяснила научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. Алексея Николаевича Северцова Светлана Артемьева.
По ее словам, в предыдущие годы ученые ставили спутниковые метки. В прошлом году было помечено 16 моржей из 7000, которых наблюдали.
«В этом году мы встретили двоих. Что важно – у одного метка отпала, на ее месте нет ран, животное чувствует себя хорошо, упитанное. А у другого метка еще была. Получается, что если доработать батарейку метки (она сейчас рассчитана на 2 месяца), то мы сможем получать больше информации, так как сама она прекрасно держится», — продолжает Артемьева.
Северные олени
Весенне-летний сезон этого года в восточной части Таймыра были выполнены исследования дикого северного оленя. Авиаучетом была охвачена территория около 13 тысяч квадратных километров.
«Мы собрали 200 тысяч фотографий — это необходимый минимум для того, чтобы мы могли четко понимать пути миграции зверя. Это не статичные наблюдения, работа велась динамично. Часть трекеров-ошейников работает и по сей день, чтобы мы могли наблюдать за стадами, проводить учет. Собранные данные нужны не только чтобы сохранить популяцию дикого оленя, но и определить основные тенденции изменения состояния северных территорий Сибири», — сообщил Пашали из «Роснефти».
«В ходе наших исследований открылось много интересных фактов. Самая большая проблема — это численность дикого оленя. Мы выяснили, что эвенкийская популяция сегодня это 324 тысячи особей. Мы выяснили половозрастную структуру, ведь от сеголеток зависит будущее. Если их более 25% — популяция растет, если 18-20% — то популяция стабильна, если менее15% – то сокращается. Популяция нашего севера сейчас стабильна. Используя современных дистанционных методов на территории Красноярского края мы получили данные о зимних и летних местах обитания. Открылось, что популяция не таймырская, как ее принято называть, сегодня больше времени проводит в эвенкии», — поделился данными научный сотрудник, старший преподаватель кафедры охотничьего ресурсоведения и заповедного дела Сибирского Федерального Университета Александр Муравьев.
Муравьев добавил, что больше половины поставленных задач в каждом сезоне можно осуществить только с помощью местного населения. «Например, в прошлом году мы пометили 30 оленей передатчиками. Не обладая опытом отлова оленей, сделать это просто невозможно. Поэтому у нас сложились хорошие отношения с коренным населением. Представьте на прошлой недели один из жителей отдаленного селения нашел ошейник, позвонил нам и спросил, как его доставить или отловить нового оленя и на него повесить. Это очень большая помощь», — сказал он.
Белые чайки
В 2022 году исследования популяции белой чайки – редкого вида морских птиц, занесенного в Красную книгу — велись на севере Карского моря на острове Визе. Кроме того обследованы еще 8 мест гнездования, в том числе острова Голомяный, Средний, Домашний. На 8 чаек были установлены GPS-трекеры для выявления районов добывания пищи.
«За три месяца работы по изучению белой чайки в этом году, специалисты смогли окольцевать часть из них и повестить на них GPS- трекеры. Это нужно, чтобы понять их территорию обитания, сохранить этот редкий вид», — рассказал Пашали.
«Белая чайка находится на вершине пищевой пирамиды арктической системе. Основной объект ее питания рыбка сайка и планктон. Поэтому теплота воды отражается на чайке: на ее передвижениях, репродукции. Например, в 2020 году мы зафиксировали нулевое размножение, чайки побросали гнезда. В этом году птенцы по три штуки в гнездах. Оказалось, что в этот раз Карское море было богато сайкой. Также внутри чайка накапливает все загрязнения. Хоть и с виду она белая, но внутри это самая грязная морская птица», — сообщила ведущий научный сотрудник лаборатории «Арктик-шельф» Арктического и антарктического НИИ Мария Гаврило.
По ее словам, чтобы понять, почему птицы бросили гнезда, нужно было исследовать, где они ищут еду. Единственный способ это сделать – это проследить ее движение. С птицами это сделать труднее, чем с животными, так как максимальный вес датчика, который можно повесить на полукилограммовую птичку – это 15 гр.
«Выглядит такое оборудование, как небольшой рюкзачок с упряжью. Чтобы получить данные, которые эти датчики накапливают, нужно будет еще заново поймать птичку. Мы выяснили, что птицы летают от гнезд на кормежку на расстояние более 100-120 км», — рассказала Гаврило.
Кроме того, были проведены авиационные наблюдения с вертолета и БПЛА, видеофиксация гнездового поведения чаек – получено не менее 100 часов материалов. Отловлено и окольцовано 129 взрослых особей белой чайки и 20 птенцов.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.