Народная артистка Лия Ахеджакова, которая не раз за последнее время становилась жертвой фейк-ньюс, решила положить конец провокациям. Этим летом по ее заявлению было возбуждено уголовное дело о клевете, которое, впрочем, в данный момент приостановлено (по данным «МК», прокуратура намерена отменить это решение). Фейковые заявления, которые распространялись от ее имени в нынешнем году, представляют угрозу не только для ее репутации, но и жизни.
Кто развернул масштабную информационную войну против артистки и как она это воспринимает — в материале обозревателя «МК».
Фото: Геннадий Черкасов
Впервые серьезно отнестись к фейковой информации о себе Лия Ахеджакова решила в начале прошлого года. Тогда на имя Генпрокурора РФ Игоря Краснова поступило обращение от артистки, где она рассказывала про создание от ее имени фейковых аккаунтов в соцсетях Твиттер, Телеграм и ВКонтакте. Лия Меджидовна просила провести прокурорскую проверку с целью выявления тех, кто пытается ее опорочить. Но ничего, по сути, не произошло. Более того, ни один из фальшивых аккаунтов удален не был.
Ситуация осложнилась, когда в СМИ появились данные о том, что артистка якобы передала деньги ВСУ и уезжает из России.
Поскольку тут не простая провокация, а с возможными плохими последствиями для Ахеджаковой (скажем, возбуждением уголовного дела по статье «Финансирование терроризма»), то она обратилась в Генпрокуратуру.
Цитирую это заявление, поданное адвокатом Маевым: «Ложные сведения были растиражированы десятками средств массовой информации и интернет-изданий, что породило в сети Интернет обширную дискуссию. Пользователями было опубликовано большое число критических комментариев в адрес актрисы, зачастую оскорбительного свойства; все эти комментарии нетрудно увидеть, применив поисковую систему.
Обращаю Ваше внимание, что Лия Меджидовна никогда не регистрировала аккаунтов в социальных сетях, не администрировала их и вообще не является активным пользователем сети Интернет.
27 февраля 2022 года на сайте театра «Современник», где служит Л.М.Ахеджакова, было опубликовано опровержение следующего содержания: «В связи с этим спешим опровергнуть сведения, опубликованные сегодня в сети Инстаграм от имени Лии Ахеджаковой. Аккаунт @l_ahedzhakova — это фейк, созданный анонимным пользователем.
Размещенная на данной странице информация о ее намерении покинуть страну, а также о пожертвовании средств в пользу ВСУ не имеет ничего общего с действительностью».
Полагаю, что действия лиц, распространивших приведенные фразы, должны квалифицироваться по части 5 статьи 128.1 УК РФ, поскольку они были соединены с обвинением моей доверительницы в совершении особо тяжкого преступления (ст. 275 УК РФ)».
И уголовное дело о клевете против неустановленных лиц было-таки возбуждено.
— Но вскоре полицейские ОМВД «Аэропорт» по необоснованным причинам его приостановили, — говорит адвокат Александр Маев. — Якобы не смогли найти виновных лиц. Однако непохоже, чтобы вообще кого-то искали. Такое вот отношение…
На днях я был в прокуратуре Савеловского района, там обещали по моей жалобе отменить постановление о приостановлении дела. Но вообще это удивительно: Ахеджакову знает вся страна, а стражи порядка не хотят приложить хоть какие-то усилия, чтобы найти ее обидчиков. Мы написали в общей сложности три заявления генпрокурору, она всякий раз реагировала, но полиция бездействует.
Передо мной последнее объяснение, данное Лией Ахеджаковой по уголовному делу 20 октября 2022 года:
«В середине мая 2022 года мне и моему адвокату стало известно, что в социальной сети Телеграм зарегистрированы от моего имени аккаунты. Они маркированы аватарками с моими фотоизображениями.
Через эти телеграм-каналы неизвестные мне люди распространяли неограниченному количеству лиц тексты, к авторству которых я не имею никакого отношения. По содержанию они являются явлениями политического или провокационного характера.
В чате телеграм-канала (называет его. — Прим. авт.) вымышленная Лия Ахеджакова постоянно дискутирует со своими подписчиками. При этом она использует обсценную лексику и подвергает жесткой критике подписчиков, за что те ее оскорбляют. Органы внутренних дел бездействуют и выносят юридически несостоятельные постановления-отписки. Прошу назначить лингвистическую экспертизу текстов в Институте русского языка имени В.В.Виноградова РАН».
— Лия Меджидовна, что больше всего ранило в фейковых новостях о вас или поданных от вашего имени в последнее время? — спрашиваю народную любимицу.
— Если честно, я уже привыкла ко всему. Они представляют меня как ужасно смелую, откровенную и глупую артистку, которая напоказ демонстрирует свою вычурную гражданскую позицию. Как бы, что-то похоже, но это не я. И создается образ, что я поливаю всех и вся.
— Зачем кому-то представлять вас такой?
— Откуда я знаю? Не зря же работают эти люди. А может, это те, кого я знаю. Кстати, даже партнеры из театра говорят в Ютьюбе обо мне всякое. Я увидела, как Саша Кахун рассказывает, что я всех ненавижу и всех поливаю.
Саша — хороший актер и приличный человек, с чего он решил, что я злая? А я, наоборот, стала такая плаксивая от сочувствия и от боли.
— И чем вы объясняете себе то, что стали мишенью для троллей?
— Это все расчеловечивание, которое обуяло население. То ли это пропаганда дала такой страшный эффект, то ли это так проявляется желание отдельных людей выслуживаться. Есть, наверное, те, кто хочет сформировать репутацию, которая позволяет им чувствовать себя в безопасности.
Мир раскололся. И плохое мнение обо мне — это позиция людей, которые не разделяют мои представления о сегодняшнем дне. Я чувствую их ненависть, но любви от других — больше.
— Почему Роскомнадзор не стал блокировать фейковые аккаунты, созданные от вашего имени?
— Не думаю, что они фанаты моего творчества и моей гражданской позиции. Я пыталась в последнее время не высовываться и очень осторожно высказывать свое мнение и свои предпочтения. А все из-за того, что очень волновалась за свой спектакль «Первый хлеб». Зрители его воспринимают так, что до слез трогательно. Никогда не видела вот такого отношения.
Этот спектакль как бы за меня говорил, и мне хотелось его сохранить. Но, увы, сохранить не удалось. После того как убрали режиссера, мой спектакль исчез, как и многие другие. Что тут скажешь? У меня нет будущего, потом что я немолодой человек, и в моем театре нет художественного руководителя, с помощью которого моя дальнейшая творческая судьба может сформироваться.
— Вернется в ближайшем будущем ваш спектакль?
— Я сильный пессимист. Я не верю, что что-то поменяется при моей жизни.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.