Авария на газопроводе в Ленинградской области под Всеволожском сразу же вызвала широкий резонанс в средствах массовой информации. Еще бы, ведь буквально на днях Швеция официально подтвердила, что причиной разрушения подводных магистралей «Северного потока» в Балтийском море стал террористический акт. ЧП на газопроводе «Белоусово — Ленинград» пока официально не связывают с нанесением умышленного вреда, однако такие версии высказываются.
Фото: пресс-служба СУ СК РФ ПО ЛЕНОБЛАСТИ
Возгорание на газопроводе во Всеволожском районе Ленинградской области, произошедшее в середине дня 19 ноября, было ликвидировано менее чем за три часа. «Никто не пострадал», — говорится в сообщении компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Потребители обеспечиваются топливом по альтернативным транспортным каналам…
Как российские газопроводы защищаются от диверсий? Об этом мы спросили у эксперта Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова.
— С точки зрения предупреждения диверсий и нанесения умышленного физического ущерба газотранспортные объекты, расположенные на территории России, фактически не защищены охраной. Никаких автоматчиков с собаками. Максимум, в чем заключаются охранные мероприятия, это строительство забора с колючей проволокой в местах выхода транспортной магистрали на поверхность.
— Но ведь какой-то контроль безопасности компании, владеющие газопроводами, осуществляют?
— Эксплуатация системы контролируется путем мониторинга на компрессорных и распределительных станциях, но и там обслуживание системы производится бригадой специалистов, работающих посменно или вахтовым методом. Используются системы видеонаблюдения.
Конечно, там находятся сотрудники службы безопасности, однако чрезвычайные ситуации в основном отслеживаются за счет измерения давления на определенных участках газопровода. При снижении напора на место предполагаемой аварии выезжает экипаж с ремонтниками, а при подозрительных обстоятельствах нарушения эксплуатации трубопровода составляется необходимая документальная база и, возможно, привлекаются правоохранительные органы.
— Но достаточно ли этого? ведь взрывы газопроводов весьма опасны…
— Врезки именно в газопроводы по аналогии с теми, которые мошенники используют для воровства сырья из нефтяных магистралей, чрезвычайно опасны — возгорание и взрывы, которые могут последовать в таком случае, приведут к трагическому результату для самих преступников. Тем не менее, никаких «путевых обходчиков», постоянно проверяющих состояние системы, на газовых линиях не предусмотрено.
Нештатные ситуации, приводящие к взрывам на российских газопроводах, случаются регулярно — не менее десятка в год. Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов рассказал «МК», какие профилактические мероприятия проводятся для снижения и предупреждения аварий на отечественных сырьевых магистралях.
Фото: Иван Скрипалев
— Как обеспечивается технологическая безопасность эксплуатации газопроводов?
— За счет работ, которые проводятся в период штатных проверок и планового ремонта.
Во время тестовых испытаний создаются «экстремальные» условия, в результате которых может быть вызвана деформация системы. В том числе повышается давление, температура и скорость подачи газа. Такие работы осуществляются перед вводом трубы в эксплуатацию, чтобы выяснить, какие максимальные напряжения сеть может выдержать. А функциональная диагностика проверяет работу газопровода в нормативных условиях, фиксирующих состояние отрезков трубы, соединительных элементов.
— Обследования ведутся постоянно?
— Российская газопроводная система — самая масштабная в мире. Ее общая протяженность превышает 170 тыс. километров, прокачку обеспечивает более 250 компрессорных станций. Проверить полноценную работу каждого участка физически невозможно. Поэтому у каждого «трансгаза» — дочернего предприятия «Газпрома», контролирующего распределение «голубого топлива», существует свой график проведения ремонтных работ.
На новых отрезках, где есть уверенность в надежности маршрута, срок проведения диагностики может составлять до нескольких лет, на старых ветках ремонтные работы выполняются гораздо чаще. Грубо говоря, если в распоряжении какого-либо «трансгаза» находится 5 тыс километров трубопроводного маршрута, то из них ежегодно предприятие диагностирует около 500 км.
— Как осуществляется проверка? Специалисты «Газпрома» следуют вдоль трубы и визуально оценивают устойчивую работу транспортной системы или это делают с помощью дронов и вертолетов?
— Используется широкий набор специальных приспособлений и высокоточного технологичного оборудования, в том числе трассоискатели, акустические аппараты, расходомеры и так далее. Внутреннее обследование предусматривает запуск в трубу оптического датчика, применяемого для поиска и выявления дефектов, точек возможного разрушения покрытия или соединительных элементов трубопровода. Внешние профилактические работы ведутся в том числе с вертолетов или дронов, оснащенных тепловизорами.
— Можно предположить, что было причиной аварии на газопроводе в Ленинградской области?
— На первый взгляд, аварию не стоит связывать с террористическими действиями. Скорее, здесь сыграл целый набор техногенных и форс-мажорных факторов — нарушение технологии прокладки, нарастание и расширение наледей в связи с резким похолоданием. Подобные аварии — не редкость.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.