На досрочных выборах в Казахстане, которые состоялись в минувшее воскресенье, вполне ожидаемо для населения и политологов одержал победу действующий президент страны Касым-Жомарт Токаев. Что это означает для экономики России и претерпят ли изменения двустороннее торговое и финансовое сотрудничество двух стран? Ответы на эти вопросы «МК» искал у экспертов.
Фото: Global Look Press
— Что Токаев привнес в экономику Казахстана?
Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade:
«Экономика Казахстана достаточно успешно справляется с вызовами непростого 2022 года, в начале которого Токаев получил реальную полноту президентской власти. Темп роста экономики РК за три квартала составил 2,8%, в том числе в реальном секторе — 3,2%, в сфере услуг — 1,9%, по данным Министерства национальной экономики страны. Причём при сохранении сырьевой специализации рост обрабатывающей промышленности был опережающим — 4,6%»
Александр Разуваев, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
«В экономике действия Токаева — это продолжение линии Назарбаева. В 2012 году в Казахстане была запущена стратегия «Казахстан-2050», согласно которой государство запланировало сократить зависимость от экспорта сырья. Тенге — сырьевая валюта. Экономика Казахстана очень сильно зависит от цен на нефть. Согласно выработанной стратегии, доля неэнергетического экспорта должна достичь 70% к 2050 году. В прошлом году Токаев уже заявлял, что в 2020 году обрабатывающая промышленность превзошла горнодобывающую по своей доле в ВВП, так что можно сказать, что в достижении намеченных целей у Казахстана уже наблюдаются некоторые успехи.
Токаев регулярно говорит о борьбе с засильем олигополии и, соответственно, о важности обеспечения бизнесу равных и прозрачных условий работы. После его уверенной победы на досрочных выборах, ожидается, что будет увеличена налоговая нагрузка на крупный бизнес. То, что крупные корпорации не платят в достаточной степени налоги — я вспоминаю наши «ЮКОС», «Сибнефть» — распространенная история. Вообще, экономики Казахстана и России очень похожи, проблемы, которые в них возникают, аналогичны: в чем-то Казахстан нас опережает по развитию. в чем-то мы их».
— Каковы российско-казахские экономически связи?
Марк Гойхман:
«С данных позиций интересна динамика торгово-экономических отношений Астаны с Москвой и Пекином. Токаев проводит политику многовекторную. За первые 8 месяцев 2022 года товароборот Казахстана с Россией поднялся на 4,2% по сравнению с таким же периодом прошлого года, по данным Института экономических исследований (ИЭИ) в Астане. При этом экспорт Казахстана увеличился на 8,6%, импорт — на 2,3%.
По данным за первые 7 месяцев 2022 года товарооборот Казахстана и Китая увеличился на 38,3% год к году, по информации Комитета госдоходов РК. В том числе экспорт -на 52%,импорт на 22,6%. Вывоз в основном поднялся в стоимостном выражении за счёт увеличения продаж топливно-энергетических товаров в 2,2 раза, чему в немалой степени способствовало повышение цен.
Для торговли с Россией интересны некоторые «аномалии». Экспорт, например, телевизионной техники поднялся в 312 раз, компьютеров – в 215 раз, телефонов – в 88 раз. Это может объясняться очень важным для России «параллельным импортом» в условиях санкций. Поставками товаров , закупаемых казахстанскими компаниями за рубежом для реэкспорта в Россию. Bloomberg в конце октября опубликовал информацию, по которой Казахстан осуществляет массированные покупки в Европе бытовой техники, в частности, холодильников, стиральных машин, молокоотсосов. Одновременно резко подскочили продажи данных товаров Астаной для Москвы.
Таким образом, Казахстан сейчас во многом выступает неким «хабом», через который проходят поставки крайне необходимых для российского рынка товаров, которые не могут теперь завозиться напрямую.
Александр Разуваев:
«Если говорить об отношениях с Россией, то в прошлом году товарооборот между Казахстаном и нашей страной составил около $24 млрд — цифра неплохая. В этом году за восемь месяцев он превысил $16 млрд. Цель по торговому обороту между двумя странами находится на уровне $30 млрд — она вполне достижим. Более того, соотношение валют — рубля к тенге — комфортно, что очень важно для внешней торговли. Ни Россия, ни Казахстан не имеют какого-то преимущества по этому критерию. А валютный курс очень важен для развития экономических отношений.
Накопленный объем прямых инвестиций из России в Казахстан за последние 17 лет составил свыше $18 млрд . Всего в этой стране действует более 11 тыс. предприятий с участием российского капитала. В Россию также вкладываются казахстанские инвестиции. На сегодняшний день они превышают $5,5 млрд».
— Какова экономическая роль Казахстана в связи событиями последних 10 месяцев в России?
Марк Гойхман:
«Казахстан — одно из значимых направлений выезда россиян, в том числе транзитного, особенно после начала частичной мобилизации. В октябре МВД страны сообщал о том, что с 21 сентября на её территорию въехало свыше 200 тыс. россиян, выехали 147 тыс.
Ещё ранее многие граждане России, после санкционных ограничений на банковские операции, стали более интенсивно пользоваться казахстанскими банками для открытия счетов в целях вывода средств, получения международных банковских услуг. Только в марте граждане России и Беларуси открыли около 12 тыс счетов, по данным Агентства по регулированию и развитию финансового рынка РК. Но после этого требования для нерезидентов в крупных банках ужесточили, явление не получило дальнейшего лавинобразного развития».
Александр Разуваев:
«Если говорить об уехавших в Казахстан россиянах — это, конечно, квалифицированные кадры и они смогут поддержать внутренний спрос в этой стране. Но всё же следует понимать, что экономика Казахстана большая и влияние релокантов из России не будет сильно ощутимым.
Я считаю, что хоть и победа Токаева была ожидаема, но это очень большой плюс для России и для нашего бизнеса. Казахстан — самая близкая нам страна в СНГ. Экономические процессы, развитие которых усилится со временем, крепко свяжут экономики России и Казахстана — это и есть настоящее евразийство 21 века».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.