Судьи обвиняют тюремщиков в срыве процессов: рано этапируют заключенных

Уникальная и одновременно парадоксальная ситуация сложилась в современной судебной системе. Фемида выступила в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Российские суды все чаще избирают самую жёсткую меру пресечения даже в тех случаях, когда можно ограничиться домашним арестом или залогом. Но судьи возмущены тем, что ФСИН вывозит заключенных из переполненных СИЗО в другие регионы, тем самым «препятствуя скорому правосудию».

Фото Данил Сергеев

Количество заключенных в СИЗО в ноябре 2022 года снова выросло. Сейчас в следственных изоляторах страны находится почти 113 тысяч человек (на 2 тысячи больше, чем в аналогичный период прошлого года). В 13 регионах, включая московский, переполненность следственных изоляторов составляет от 14 до 40 процентов. В Белокаменной уже по традиции самая плохая ситуация в СИЗО № 4 (перелимит 33 процента), и СИЗО № 1 «Матросская тишина» (больше 50 процентов).

Во вторник на встрече в Минюсте по поводу новых Правил внутреннего распорядка для СИЗО и тюрем правозащитники не могли не спросить про переполненность изоляторов. Директор ФСИН России Аркадий Гостев отрицать проблему не стал, более того, дал понять, что это сегодня главная головная боль всей тюремной системы. Но резонно заметил, что ФСИН тут точно не виновата.

Кто ж спорит.

В свое время в Госдуму был направлен законопроект, который позволял бы начальникам СИЗО не принимать новых заключенных при отсутствии свободных мест (в некоторых странах в таких случаях человека ставят в очередь). Но тогда отрицательный отзыв на него дали все силовые структуры, включая СК и ФСБ.

— Если начальник СИЗО не примет арестанта, против него уголовное дело могут возбудить, — заметил на встрече Гостев.

И тут он тоже прав. Но как решать проблему? Ведь что получается: люди до приговора, то есть еще не признанные виновными, спят на полу, или на лавках, но по очереди. Вообще из-за перелимита за решеткой нарушается целый ряд прав человека.

С учетом этого ФСИН рекомендовала начальникам СИЗО принимать решение об этапировании в другие регионы (где посвободнее) тех заключенных, кто был осужден, но чей приговор еще не вступил в законную силу. В этом случае права человека тоже нарушаются, ведь он лишается возможности встреч с адвокатом (мало кто готов ехать в другой город для оказания услуг, а если и готов, то за дополнительную плату), близкие не могут отправить передачку и т.д.

И это еще большой вопрос, что хуже: спать на полу или отправиться по этапу в неизвестном направлении, сменяя одно транзитное СИЗО на другое, потом на третье, четвёртое (в колонию такого человека не имеют права определить, потому что приговор в силу не вступил)?

— ФСИН создает нам большую проблему, — говорит судья Московского городского суда (просил не указывать ФИО). — Человек подал апелляционную жалобу, ему нужно знакомиться с аудио, протоколами и т.д.. И вообще он хочет присутствовать на заседаниях. А его увезли в другой регион. При этом возвращают не быстро и сам процесс этот непростой.

К слову, на «путешествия» заключенного из одного региона в другой тратятся немалые бюджетные деньги. Но ФСИН настаивает: это лучше, чем если он будет находиться в невыносимых условиях, которые неизбежны при перелимите.

Руководство ведомство видит только один выход: чтобы суды реже применяли самую жёсткую меру пресечения. В ближайшее время по этому поводу пройдет большое межведомственное совещание. Только вот, боюсь, оно вряд ли приведет к результату (по крайнем мере быстрому). Судьи в приватных беседах признаются, что те из них, кто отказывается брать под стражу по ходатайству следствия, рискуют попасть под особый надзор спецслужб. Поскольку судью автоматически начинают подозревать в коррупции.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.