Проводимая Москвой спецоперация на Украине не мешает Киеву торговаться с Россией за энергоресурсы. Госкомпания «Укртранснафта», ответственная за транзит российского «черного золота» на Запад, второй раз за год объявила об увеличении тарифов на перекачку сырья. Россия обещала подумать о возможности выплаты повышенной ставки. Ответ может оказаться непредсказуемым: с одной стороны, отечественные поставщики уже договорились о поставках нефти в ряд европейский государств, не испугавшихся вторичных санкций. С другой, деньги получаемые от России за транзит по трубопроводу «Дружба», вполне могут использоваться против нас же — для поддержки силовых структур Незалежной.
Фото: Global Look Press
В письме «Укртранснафты», направленном в адрес отечественной трубопроводной монополии «Транснефть», содержится предупреждение о повышении тарифа на прокачку российского сырья по проходящему через Незалежную участку магистрали «Дружба» на 18% — до 13,6 евро за тонну. Новые цены вступят в силу с 1 января 2023 года. Украинский оператор считает, что повышение тарифов позволит частично нивелировать издержки, увеличившиеся вследствие повреждения энергетической инфраструктуры страны. По словам представителя «Транснефти» Игоря Демина, официальный ответ на требование Киева компания подготовит после консультации с правительством РФ.
Тарифы на прокачку по трубам «Укртранснафты» меняются уже второй раз за год: с 1 апреля стоимость транзита была повышена с 8,6 до 11,5 евро за тонну. После второй индексации поставки «черного золота» для нашей страны в общей сложности подорожают почти на 60%. «Даже несмотря на столь заметное повышение транспортных тарифов в этом году, удар по доходам «Транснефти» окажется болезненным, но не катастрофичным», — считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. В прошлом году через Украину по трубопроводу «Дружба» было экспортировано 12 млн тонн нефти. При сохранении объемов поставок после апрельского повышения тарифов выплаты «Укртранснафте» увеличились с $103 млн до $138 млн в годовом выражении. С 1 января перечисляемая сумма повысится до $163 млн. То есть, перекачка сырья по украинским трубам будет обходиться России более чем вдвое дороже, нежели в предыдущие 14 месяцев. Однако, по предварительной оценке, консолидированная выручка «Транснефти» по итогам этого года вырастет на 3,5% — до 1,115 трлн рублей. Иными словами, прибыли российской монополии возрастут примерно на $650 млн. «Очевидно, что прогнозируемые целевые величины доходов превышают сумму дополнительных издержек, — полагает эксперт. — Возможно, «Транснефть» попытается добиться меньшего роста пошлин, но расплатиться с украинским оператором российской компании в любом случае вполне по силам».
Между тем, если нынешний год не принес транспортной монополии финансового провала, то наступающий рискует оказаться не столь успешным. Подсчитать реальные потери не представляется возможным, поскольку западные покупатели энергоресурсов пока не предоставляют достоверных данных о предполагаемых объемах закупки российского сырья. Германия пригрозила, что откажется от трубопроводных поставок нефти из России, а Польша, в свою очередь, изначально также собиравшаяся прекратить прием сырья по «Дружбе», все-таки подала заявку на получение сырья в 2023 году по этому маршруту. Четкого ответа пока не дает Чехия, также по последнего времени пользовавшаяся российской экспортной трубой для закрытия топливных дыр в собственном энергобалансе.
«Теоретически, средств, получаемых Киевом после апрельского повышения тарифов прокачки по «Дружбе», вполне достаточно для ремонта поврежденных вследствие военных действий трансформаторов и подстанций, от которых запитаны поддерживающие необходимую пропускную мощность перекачивающие станции, — отмечает эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. — Российская компания может объявить такие претензии форс-мажором и попытаться переложить сверхплановые расходы на плечи покупателей, в первую очередь, Венгрии».
Между тем, по мнению эксперта, не сложно предположить, на какие цели Киев постарается использовать выплачиваемые Россией средства. Скорее всего, деньги пойдут на поддержку украинской армии. Понимая подобный контекст, российская компания может оспорить одностороннее решение об увеличении транзитных пошлин. Хотя «Дружба» по сей день остается главным экспортным маршрутом поставки нефти, тем не менее, помимо украинской ветки наша страна пользуется участком, проходящим через Белоруссию, политических и экономических разногласий с которой у Москвы пока не наблюдается, напоминает Юшков.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.