Европа сдается: Гусаров спрогнозировал полное снятие ограничений на полеты

Западные авиакомпании хотят возобновить полеты над российской территорией. Небо России было для них закрыто в ответ на жесткую санкционную политику в отношении российских авиаперевозчиков из-за начала специальной военной операции. И теперь глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Уильям Уолш призвал возобновить полеты через Россию.

Фото: Global Look Press

Возможно ли это в ближайшее время и что теряют иностранные авиакомпании, вынужденные облетать огромные просторы нашей страны на маршрутах из Европы в Азию и обратно? Об этом «МК» рассказал авиаэксперт, руководитель интернет-портала AVIA.RU Network Роман Гусаров.  

О том, что Западу следует опять готовиться к перелетам через воздушное пространство России, Уильям Уолш заявил в интервью британскому изданию Daily Telegraph. Что же так взволновало европейского чиновника? Все просто: он беспокоится по поводу того, что Китай в следующем году, когда ослабит ограничения перелетов, связанные с коронавирусом, получит для своих авиакомпаний серьезные преимущества перед европейцами. Китайцы будут спокойно летать куда угодно через Россию, а таким компаниям как, например, British Airways придется из-за обхода российского воздушного пространства делать большой крюк, то есть будут нужны увеличивать продолжительность рейсов на несколько часов и, соответственно, тратить больше топлива.

При этом Уолш сделал своего рода реверанс общественному мнению, заявив, что возобновление полетов через Россию не должно произойти до окончания конфликта на Украине. Надо так понимать, что в Европе уже видят его окончание? При этом, похоже, не сомневаются, что территория России не уменьшится и придется договариваться, как над ней летать?

— Сразу маленькая ремарка, — уточняет Роман Гусаров, — Уолш сказал готовиться к переговорам, имея в виду, что деваться некуда и следует готовить почву к диалогу о возобновлении полётов над Россией. Этот посыл направлен в большей степени в сторону европейских политиков, так как в авиационной отрасли все прекрасно понимают, что, вне зависимости от результатов этого конфликта, Россия останется, и договариваться придется. И все решения здесь лежат в области политики.

— Почему это так взволновало их именно сейчас?

— Причин несколько. Во-первых, они видят, что убить нашу авиаотрасль, как бы им не хотелось, не удалось. Худо-бедно, но к показателю в 100 миллионов авиапассажиров, перевезенных в этом санкционном году, мы все-таки подберёмся. В сравнении с прошлым годом, когда российские авиакомпании перевезли 111 млн авиапассажиров, это меньше всего на 10%.

Наш флот практически весь на крыле, пассажиропоток большой. Цены, по данным Минтранса и авиакомпаний, даже несколько снизились по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, наша авиаотрасль в условиях абсолютно беспрецедентных санкций устояла.

Единственной серьёзный пострадавший – это госкорпорация по организации воздушного движения, которая недополучила огромные доходы за транзит и перелёты иностранцев в нашем воздушном пространстве. Сегодня эти потери субсидирует госбюджет.

— А что из-за своих санкций потеряли иностранцы? Чего забеспокоились?

— Когда мы закрыли для них свое воздушное пространство, перелеты в Азию для них по времени сразу увеличились на несколько часов. Если к маршруту в каждую сторону добавилось 3-4 часа, посчитайте сколько они стали тратить только за счёт керосина. Если среднемагистральный самолет съедает порядка 2 тонн в час, то большой лайнер минимум раза в два больше. Плюс рабочее время экипажа – а это дополнительная оплата. А также выработка ресурса двигателей, самого самолёта.

В результате получается огромная дополнительная финансовая нагрузка, которую приходится перекладывать либо на карман пассажира, из-за чего значительно вырастает стоимость авиабилетов, либо приходится минимизировать свои доходы, летая себе в убыток.

Но самое неприятное, что в обход России теперь приходится возить не только пассажиров, но и все грузы из того же Китая и Азии, из-за чего их стоимость на европейском рынке многократно возросла в цене.

— Выходит, не только европейские авиакомпании несут убытки, но и в целом европейский рынок?

— Конечно. Но это ещё не всё. Некоторые страны географически расположены так, что из-за запрета им вообще пришлось прекратить полёты. Например, Финляндия таким образом расположена по отношению к России, что любой облет нашей страны с севера или юга увеличивает время в полёте в два раза. В результате «Finnair» вообще прекратила полёты, в виду чего оказалась на грани банкротства, и у неё идет увольнение и сокращение персонала.

Но самое главное – о чём сказал руководитель IATA – это то, что рано или поздно пандемия в Китае закончится. Он полностью возобновит как производство товаров, так и объёмы их поступающей на Европейский рынок продукции. И возить он будет их своими китайскими авиакомпаниями через территорию России. Это значит, европейские авиакомпании вообще окажутся за бортом грузоперевозок просто потому, что будут неконкурентоспособны.

— Как и европейский рынок, который из-за высоких цен на энергоносители также не сможет конкурировать с объемами нахлынувших китайских товаров.

— Да. А что касается авиации, то все отправители этих товаров, а также авиапассажиры будут пользоваться теми авиакомпаниями, где билеты окажутся значительно дешевле. И это будут китайские и некоторые азиатские компании, так как они смогут летать напрямки через Россию. И Уильям Уолш предупреждает, что их собственные санкции экономически добьют Европу.

— Но в таком случае европейцы должны пойти хотя бы на часть уступок России. В частности, дать возможность нам летать в Европу.

— Придётся пойти не на часть – хотя они, конечно, захотят договориться о частичных уступках – я думаю, здесь речь должна будет идти о полном снятии ограничений. Если, допустим, их авиакомпании Air France или Lufthansa хотят летать через Россию, то европейцам придётся снять все санкции для наших авиакомпаний.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.