Газовый картель не спасет Европу от энергокризиса

Евросоюз подготовил очередной удар в газовой войне с Россией. Министры энергетики ЕС одобрили план Еврокомиссии по совместному заполнению своих газовых хранилищ в 2023 году минимум на 15% — 13,5 млрд кубометров. Российский газ из операции исключается.

Фото: Global Look Press

Соглашение необходимо утвердить на заседании совета ЕС по энергетике, а затем в Совете союза, но глава министерства промышленности и торговли Чехии (председательствует в ЕС) Йозеф Сикела уверен, что дискуссии не случится. Подпишут без обсуждения.

В заявлении Еврокомиссии указывается, что «новые правила создадут возможности для стран-участниц ЕС и их энергетических компаний приобретать газ совместно на глобальных рынках». Европейские компании представят информацию о своих потребностях. ЕК наймет посредника, который просчитает общие запросы и займется поиском предложений, чтобы удовлетворить этот спрос. Соответственно, «страны-члены обяжут компании использовать услуги данного посредника».

На первый взгляд мудрое решение — создать картель потребителей газа. По аналогии с нефтяным альянсом производителей нефти ОПЕК. Правда, без всякого картеля в этом году европейские подземные хранилища газа (ПХГ) были заполнены с опережением графика. Потребление газа уменьшили на 15%, электричества — на 10%. В результате после ценовых пиков, превышавших в конце августа — начале сентября $3000 за 1 тыс. кубометров, к началу декабря природный газ стоил на спотовом рынке порядка $1300.

И это все случилось при резком падении закупок у «Газпрома». Сейчас в газовом балансе ЕС российская доля не превышает 7%. Год назад была 40%.

Но риски замерзнуть прямо сейчас, а затем и через год у жителей Старого Света остались. Синоптики прогнозируют холодный декабрь. Импортируемого в суточном режиме газа может не хватить. Придется вскрывать ПХГ, которыми, кстати, обладают лишь 18 из 27 членов ЕС. Но глава Федерального сетевого агентства ФРГ Клаус Мюллер предупреждает, что запасов хватит максимум на 2,5 месяца. К тому же в апреле придется вновь закупать газ для повседневного потребления и хранилищ по ценам, которые, скорее всего, никогда не вернутся к прежним, относительно низким значениям. Не случайно Международное энергетическое агентство предупреждает, что энергетический кризис в сезоне-2023/2024 может оказаться сильнее, чем в этом году.

Смягчит ли газовый картель неминуемый кризис? Вряд ли. В последние 10–12 лет Еврокомиссия в сфере энергетики бросается из одной крайности в другую.

Наем газового посредника говорит о том, что Евросоюз фактически отвергает «невидимую руку рынка». Пока только в энергетике. Но лиха беда начало. А ультралиберальный рынок — основа современного глобального капитализма. Россию на Западе (да многие эксперты и изнутри) постоянно критикуют за слишком сильные позиции государства в экономике. Его доля чаще всего оценивается в 50%. Но бывший председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин говорил даже о 70%.

Сейчас же получается, что Запад пошел по проторенному Востоком пути.

А как все красиво начиналось! Все по рецептам Чикагской школы и международных финансовых организаций.

В 2009 году ЕС принял Третий энергетический пакет к Энергетической хартии. В Брюсселе не скрывали, что документ прежде всего направлен против «Газпрома», хотя, конечно, речь официально шла о борьбе со всеобщим энергомонополизмом. Структуры, обеспечивающие поставки газа, в обязательном порядке были разделены на части. Одним компаниям разрешалось только добывать газ, другим — транспортировать, третьим — проводить оптовые поставки потребителям, последним — обеспечивать газом конечных потребителей, включая домохозяйства, устанавливая цены в конкурентной борьбе. И это еще не вся схема. Трубопроводные компании обязали прокачивать газ не от одного производителя, а минимум от двоих.

Так, газопровод Opal, соединяющий «Северный поток-1» с Чехией, долгое время был загружен лишь на 50%, так как найти конкурента «Газпрому» никак не удавалось. Потом на недолгое время «Газпрому» благодаря разного рода маневрам удалось заполнить трубу на все 100%. Но ненадолго.

Вначале антимонопольные ограничения по транспортировке газа действовали только собственно на территории ЕС. Но в мае 2019 года Газовая директива распространила это требование и на трубопроводы, проложенные вне юрисдикции союза, но по которым газ будут качать именно в ЕС. То есть решили затребовать от «Газпрома» запустить в тогда еще возводимый СП-2 какого-нибудь конкурента. Иначе разрешить качать по этому трубопроводу лишь 50% от установленной мощности. А чтобы у нас поняли всю серьезность требований к реальной газовой конкуренции, одну из ниток СП-1 26 сентября взорвали.

Правда, все псевдорыночные потуги шли в ЕС неравномерно. Первым о полном внедрении Третьего энергопакета еще в 2013 году отчиталось правительство Нидерландов. Схема следующая. Одна государственная компания в Гронингене только добывает на ближнем шельфе природный газ (кстати, отличающийся слишком низкой теплотворностью по причине множества примесей), другая, тоже государственная, продает сырье на биржевой площадке TTF или поставляет на экспорт по долгосрочным контрактам. Оптовым сбытом занимаются уже частные компании, розницей — тем более. У конечного потребителя появился мегаконкурентный выбор — заключить контракт можно выбрав из 8–10 розничных поставщиков и на разный срок — от 3 месяцев до 12. Настоящий рынок! Голландцы гордились произведенным на коллег эффектом. Но цены в итоге только выросли.

На разделении газового бизнеса в Еврокомиссии не успокоились. Начали внедрять спотовые цены и фьючерсы на британской бирже ICE и нидерландской площадке TTF. Были уверены в том, что ничем не ограниченная динамика спроса и предложения приведет к снижению котировок по сравнению с ценообразованием по нефтяной корзине. Цены на газ по ней устанавливаются в размере 90% от средних цен на нефть и нефтепродукты с временным лагом в 6–9 месяцев. Долгосрочные газовые контракты (ряд из них действуют до 2035 года) основывались именно на нефтяной корзине. Несложно подсчитать, что по этой схеме цены на газ сейчас не превышали бы $300–350 за 1 тыс. кубов, а не составляли бы $1300.

Немецкие и итальянские энергокомпании выстроились в очередь в Стокгольмский арбитраж, чтобы принудить «Газпром» перевести формулу цены хотя бы частично с корзины на спот. И добились своего. Но особенно расстарались поляки. Компания PGNiG в марте 2020 года выиграла арбитраж в Стокгольме у «Газпрома». Формулу цены полностью пересчитали на спотовую схему. Тогда корзина ценилась дороже. В результате «Газпрому» пришлось вернуть PGNiG за поставки начиная с 2015 года более $1 млрд. Но в 2021 году поляки заплатили вдвое больше — спотовые цены резко пошли вверх.

Помимо отказа от рыночной конкуренции страны, ЕС прощаются еще и с энергетическим суверенитетом. После лиссабонских соглашений 2009 года члены союза уже передали на откуп брюссельской бюрократии, которую никто никуда не выбирал, внешнюю и оборонную политику. В результате в санкционное противостояние с Россией втянуты даже те страны, например Венгрия, которые при большей независимости от Брюсселя попытались бы сохранить нейтралитет.

При этом не ясно, по каким критериям ЕК отберет газового посредника. Что неизбежно ведет к коррупции, которая была отслежена при централизованном обеспечении стран ЕС антиковидными вакцинами. Появились вопросы к председателю ЕК Урсуле фон дер Ляйен, которая в прошлом году распорядилась разместить дополнительные миллиардные заказы на вакцины в Pfizer всего лишь после обмена sms-сообщениями с одним из руководителей этой американской фармацевтической компании.

Осталось подождать, когда возникнут подозрения в «крышевании» еврочиновниками совместных закупок газа.

Евросоюз сам затягивает энергетическую петлю, бросаясь от рыночных принципов к административным. Образование картеля потребителей от энергокризиса не спасет. В ответ европейцы получат картель производителей. Президенты Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев недавно обсудили идею создания трехстороннего (Россия, Казахстан, Узбекистан) газового союза. А еврочиновникам пора внедрять плановую экономику.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.