Как стало известно «МК», со вчерашнего дня тысячи туш погибших тюленей, которых выбросило на побережье Каспийского моря в Дагестане, начали собирать и сжигать в частном крематории для животных. Напомним, что начиная с третьего декабря на побережье в Дагестане нашли более 2,5 тысячи мертвых тюленей. Точнее — каспийских нерп, которые являются уникальными животными из Красной книги. В России есть еще лишь один подобный вид — байкальская нерпа. И те, и другие являются пресноводными и при этом могут жить до 45 лет.
Фото: en.wikipedia.org
Массовая гибель животных вызвала огромный общественный резонанс, экологи, ученые забили тревогу, а эксперты заговорили о катастрофе всемирного масштаба.
Особенно часто туши в течении этой недели находили в районе Юзбаша, а также между устьями рек Сулак и Шуринка. Назывались разные причины случившегося: от выброса метана в море до человеческого фактора.
По словам экоактивистов, смерть нерп может означать серьезные проблемы в экологии Дагестана и ряда государств, имеющих выход к Каспию. Но еще большую тревогу у местных жителей и общественников вызвало то, что на протяжении всего этого времени тысячи мертвых нерп валялись на берегу.
Увы, никто из контролирующих органов, ветеринаров, местной власти не собирался их убирать. В итоге запах распространился на километры, а само зрелище было жутким. До последнего чиновники не могли определиться, чья это ответственность.
Как правило, утилизацией мёртвых животных занимались местные, арендаторы пляжей, муниципальные службы. Централизованно задачу на себя никто не брал. По словам директора Каспийского природоохранного центра Заура Гапизова, который, кстати, первым забил тревогу, прибрежная линия — это федеральная собственность, так что и зона ответственности на структурах того же уровня. Но Росрыболовство, Росприроднадзор, Россельхознадзор и Минприроды перекладывали, судя по всему, решение проблемы друг на друга.
И вот, наконец, вчера, как сообщил «МК» Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор, старший советник юстиции Максим Макашов, мертвых животных начали убирать и утилизировать. А еще, по его словам, подобная массовая гибель нерп в Дагестане началась аж в 20-х годах прошлого столетия.
«Убирать нерп по побережью с последующей утилизацией начали 8 декабря, — рассказал Макашов. – Делают это муниципалитеты с привлечением уполномоченных органов. В основном ветеринары, сотрудники Россельхознадора, комитетов ветеринарии, волонтеры, но там все комиссионно. Накануне, позавчера вечером, состоялось совещание у председателя правительства республики Дагестана, на котором и были обговорены пути утилизации погибших тюленей, силы и средства, которые будут к этому привлечены».
На сегодняшний день идет мониторинг числа выброшенных на берег нерп, пока оно не увеличивается.
«Утилизировать будем путем сжигания, — продолжает прокурор. — На берегу этого делать нельзя, там 500-метровая природоохранная зона, поэтому туши собирают, вывозят большим транспортом и уже начали сжигать в печках, построенных специально для животных. Это вроде крематория, но он частный, находится в окрестностях Махачкалы в промзоне».
Причина случившейся массовой гибели тюленей выясняется. Этим сейчас занимаются ученые, которые будут докладывать обо всем напрямую министру природных ресурсов РФ Александру Козлову. То есть вопрос курируется на федеральном уровне.
«Сколько времени на это уйдет? Исходя из возможностей. Вот, например, вчера погода была очень плохая. Дождь, ветер, шторм, и в таких условиях людям тяжело работать, даже трактора вязли в этом песке на берегу», — пояснила Макашов. — Отвели на все пока два дня».
Известно, что наука фиксирует гибель тюленей на протяжении уже ста лет как минимум с периодичностью в осенне-зимний период и весенний, когда они мигрируют.
«Пути миграции одни и те же, а вот гибель нерп в это время происходит в силу разных природных причин, — пояснил «МК» прокурор природоохраны Дагестана. — Первые случаи были зарегистрированы аж в 20-х годах прошлого столетия. Тогда этого тюленя называли «тюлень-плавунец».
По побережью здесь находились рабочие артели. Мужчины собирали погибших и выброшенных на песок нерп, вывозили и вытапливали из них жир, который использовали в хозяйственных и производственных целях. Если погибших нерп хватало для артелей, значит, их гибло достаточное количество и в то время.
Причастен ли к гибели человек? Вряд ли. Вывод пока единственный — не хватает информации, поэтому необходим постоянный научный мониторинг, может быть даже на межгосударственном уровне».
По мнению ученых и специалистов, одной из главных причин этой экологической катастрофы все-таки могут быть именно природные катаклизмы.
«Нужно достоверно знать, где у нерп идут конкретные пути миграции, что там за сейсмические и гидрологические процессы происходят или какая реакция на них у тех же самых нерп, — продолжает Максим Макашов. — Вот даже вчера, когда мы сидели тут, стулья затряслись, потому что недалеко землетрясение было, а если здесь, то и в море могло опять что-нибудь сдвинуться, произойти, «выдохнуть». Двигаются плиты, земля живая.
А Кавказские горы молодые, еще в стадии формирования. И что там, на дне Каспия творится, только предполагается.
Там уже найдены месторождения газовые и нефтяные, идут разработки в скважинах. В 2020 году у нас было подобное, причиной назывались природные явления, выхлопы газа. Ученые полтора года это все отрабатывали, информацию изучали, а за эту неделю точно никто скажет».
В свою очередь, как сообщили «МК» в Министерстве природных ресурсов и экологии России, к расследованию обстоятельств случившегося и установлению причин массовой гибели тюленей привлечены все возможные ресурсы. По словам руководителя ведомства Александра Козлова, о результатах можно будет говорить лишь после 15 декабря, когда специалисты завершат обследование всего побережья, где были обнаружены мертвые животные, а это более 320 километров.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.