Москва близка к тому, чтобы сформулировать свой ответ на «потолок» цен на нефть, введенный в начале декабря большинством западных стран. Судя по утечкам из правительственных ведомств, Россия откажется от продажи «черного золота» государствам, присоединившемся к ограничению стоимости нашего сырья, а также не станет заключать контракты на поставку углеводородов по контрактам, в которых так или иначе будет фигурировать ценовой лимит в $60 за баррель.
Фото: Геннадий Черкасов
Президентский указ, который, как предполагается, будет опубликован в ближайшие дни, рассчитан на шесть месяцев — до 1 июля 2023 года с возможностью продления на более длительный срок. Детали документа будут раскрыты в подзаконных актах, которые разработает правительство.
В принципе, уже сейчас понятно, кто будет отключен от российской «нефтяной трубы». Помимо стран ЕС, под ценовым «потолком» подписались США, Великобритания, Канада, Япония и Австралия. Правда, вполне возможно, что для отдельных покупателей будет сделано исключение, поскольку в проекте указа содержится пункт, позволяющий с разрешения правительства обходить любые запреты на проведение сырьевых сделок.
Очевидно, что последствия ответных мер России на ценовое ограничение экспортной нефти западные потребители ощутят на себе по прошествии некоторого времени. «Европейцам придется частично замещать поставки из нашей страны импортом с других направлений — Ближнего Востока, Америки и Африки. Альтернативное сырье будет обходиться дороже по сравнению с отлаженным годами снабжением из России, причем странам ЕС окажется нелегко найти соответствующие объемы на неосвоенных для себя рынках, в том числе из-за нестабильной добычи и ограниченных возможностей транспортировки. Однако с подобным осложнениями Европа столкнется не ранее чем через два-три месяца», — полагает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
Пока, спустя неделю после введения «потолка», потери несет только наша страна. Проблемы возникают с транспортировкой сырья — в частности, Турция начала задерживать проход танкеров с российскими углеводородами через стратегический пролив Босфор. Кроме того, падает стоимость «черного золота» из нашей страны, что, по словам пресс-секретаря Госдепа США Неда Прайса, свидетельствует об эффективности новых энергетических санкций: если котировки международной эталонной марки Brent после продолжительного снижения вновь подтянулись к отметке $80, то за российский сорт Urals покупатели предлагают не более $50.
Между тем, далеко не все западные эксперты согласны с попыткой искусственного регулирования стоимости наших углеводородов. По мнению экономиста американского хедж-фонда Tressis Даниэля Лакалля, резолюция о введении «потолка» содержит много ошибок и «совсем не вредит России», поскольку предел в $60 за баррель не только превышает текущие котировки, но и средние нефтяные цены за последние пять лет. Более того, по его словам, установленные ограничения не мешают странам, не входящим в ЕС, продолжать импорт российских энергоресурсов, тогда как европейские страховые и судоходные компании, до последнего момента неплохо зарабатывающие на обслуживании экспортных поставок из нашей страны, лишились значительной доли прибыли.
Впрочем, не стоит рассчитывать, что Россия сможет полностью нивелировать ущерб от очередного витка энергетического конфликта с коллективным Западом. По оценке финансового аналитика BitRiver Владислава Антонова, годовые потери отечественного бюджета от европейского эмбарго могут составить около $10 млрд, а еще $12-14 млрд наша страна может недосчитаться, если в качестве ответной меры остановит прокачку сырья по трубопроводу «Дружба».
Отечественные экспортные доходы не спасет даже оговорка о возможном обходе запретов на зарубежные поставки углеводородов. Как полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, соответствующий пункт в ответных мерах Москвы означает, что российская нефть будет смешиваться с сырьем из других добывающих государств или перегружаться на танкеры судовладельцев, напрямую не связанных с нашими производителями. «Тем не менее, на фоне западных ограничений Россия уже сейчас вынуждена идти на уступки покупателям, которые требуют «скидок за риск». Если в ноябре Urals продавался с дисконтом около 30% к Brent (по $48-53 за баррель), то в декабре дисконт вырос до 40% и теперь средняя цена нашего сырья для азиатских покупателей не превышает $42 за баррель. В свою очередь, Китай и Индия, которые становятся основными потребителями российских углеводородов, спокойно перепродают это сырье в Европу по более высоким ценам», — отмечает эксперт.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.