Страны ЕС с третьей попытки согласовали предельный уровень цен на газ, выше которого голубое топливо не сможет торговаться на биржах континента. Ограничение в 180 евро за МВт в час (около $2000 за тысячу кубометров) вступит в силу с 15 февраля 2023 года. К этому времени Россия, в штыки встретившая решение европейцев, собирается проработать ответные меры, защищающие интересы отечественных производителей топлива.
Фото: Global Look Press
В качестве ориентира для отслеживания соблюдения биржевыми трейдерами ценового «потолка» выбраны котировки голландского газового хаба TTF, который благодаря поставкам сырья со всего мира, является ключевой европейской торговой площадкой. Внебиржевые сделки, в ходе которых производители и покупатели заключают прямые соглашения на поставку энергоресурсов, ограничение не затронет.
Судя по всему, компромисс главам европейских энергетических ведомств дался нелегко. Отметка в 180 евро была согласована после ожесточенных дискуссий, в процессе которых лимит был снижен с 275 евро за МВт в час (около $3000). Причем, по словам министра энергетики Австрии Леоноры Гевесслер, Вена на голосовании в Брюсселе воздержалась от какой-либо позиции, так как посчитала решение о вводе «потолка» «рискованным с точки зрения безопасности поставок».
Хотя принятый «потолок» касается всех поставщиков газа в ЕС, а не только России (как в случае с нефтяным «потолком»), Москва жестко критикует попытки европейцев искусственно регулировать биржевую стоимость голубого топлива. Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, навязывание любых ценовых «потолков» неприемлемо, поскольку нарушает процессы рыночного ценообразования. По его словам, нашей стране потребуется время, чтобы «тщательно взвесить все за и против» при выработке ответных мер, которые окажутся аналогичными действиям Москвы по ограничению стоимости российской экспортной нефти. О последствиях решения Евросоюза и возможных ответных мерах Москвы в беседе с «МК» рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.
— Как на практике будет работать потолок цен на газ?
— По замыслу Еврокомиссии, механизм ограничения должен автоматически запускаться при соблюдении двух условий. Во-первых, когда стоимость месячного фьючерса на TTF в течение двух недель будет превышать 180 евро за МВт в час. Во-вторых, когда разница между котировками на голландской бирже и глобальной ценой сжиженного газа будет в течение 10 торговых дней составлять не менее 58 евро. Похожее правило уже давно распространено в биржевой деятельности: если цена определенного товара растет или падает больше, чем на определенную величину, то для охлаждения эмоций на рынке торги прерываются.
Вместе с тем целенаправленный ввод предельных цен на газ очевидно является антирыночным механизмом. Это колоссальный ущерб репутации ЕС как эталона рыночной экономики и рыночного ценообразования. Сформулированные положения регулирования позволяют предположить, что этот механизм не будет работать. Даже если будут наблюдаться все соответствующие условия для его включения, инструмент могут экстренно отменить из-за его негативного воздействия на доступность энергоресурсов для европейских потребителей.
— Как введение предельных цен на газ отразится на российских экспортных доходах?
— Для нашей страны «потолок» не окажется критичным. Российский трубопроводный газ продается по долгосрочным контрактам, стоимость которого определяется по специальной формуле, учитывающей нефтяные котировки, а также спотовую расценку голубого топлива (цены по краткосрочным контрактам). Впрочем, когда механизм начнет применяться, то не исключено, что возникнут проблемы с поставками по уже выполняющимся контрактам, поскольку ценообразование в них привязано к хабам, в том числе и на голландском TTF. В первую очередь, определенным рискам будет подвергнут экспорт по соглашениям с Венгрией, Грецией, Австрией и Словакией.
— По оценке агентства Bloomberg, отказ от покупки газа у нашей страны уже обошелся странам ЕС в $1 трлн. Выиграет или проиграет Европа от введения «газового потолка»?
— Прежде всего на континенте может увеличиться спрос на газ — примерно на 20%. Что рискует привести к усилению дефицита энергоресурсов, поскольку из-за перманентных остановок биржевых торгов объемы сырья, реализуемые на хабах, могут снизиться на 10%. В краткосрочной перспективе это может привести к усугублению энергетического кризиса в Европе.
Панацеей от высоких цен механизм «потолка» также не станет. Каждая из стран во избежание национального топливного кризиса будет предлагать поставщикам более выгодную стоимость углеводородов, сделки с которыми можно будет заключать на внебиржевом рынке, который не попадает под ограничительные меры. Даже без подсчета конкретных потерь Европы в денежном выражении можно с уверенностью говорить об усугублении рецессии в развитых европейских странах, ускорении роста стоимости услуг ЖКХ и раскрутке инфляции.
Касаясь внешнеполитических последствий, можно предположить, что решение о ручном управлении газовым рынком подорвет доверие к европейской модели ценообразования и европейской юрисдикции как таковой.
— По словам Дмитрия Пескова, Россия выработает ответные меры на решение Евросоюза по ограничению газовых котировок. В чем они могут заключаться?
— Россия принципиально не приемлет одностороннее вмешательство в рыночное ценообразование, следовательно, поставки из нашей страны в государства, принявшие «потолок», могут сократиться или полностью прекратиться, если механизм окажет воздействие на оплату нашего газа.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.