Германия и Польша подали заявки на прокачку нефти по магистральному трубопроводу «Дружба» на 2023 год. Это выглядит, мягко говоря, странно, поскольку ранее Берлин и Варшава, два локомотива европейских санкций, анонсировали отказ от трубопроводных поставок из России с 1 января в одностороннем порядке. Выходит, их политическая риторика расходится с конкретными экономическими действиями. Впрочем, не будем торопиться с выводами.
Фото: Global Look Press
По словам представителей российских нефтяных компаний, Польша рассчитывает получить 360 тысяч тонн нефти в декабре этого года, а в следующем — 3 млн тонн. От Германии поступила заявка на первый квартал 2023 года, конкретные объемы не раскрываются. Между тем, глава польского МИД Збигнев Рау заявил 14 ноября по итогам встречи министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе, что Варшава хотела бы наложения европейских санкций на поставки по северной нитке трубопровода «Дружба» (через которую она сама получает сырье).
Как поясняет Bloomberg, польскому государственному нефтепереработчику Polski Koncern Naftowy (PKN) Orlen нужны юридические основания, чтобы расторгнуть действующий до декабря 2024 года контракт с российской стороной без штрафов. Компания уже сократила зависимость от поставок из РФ до 30%, заместив ее экспортом из Саудовской Аравии и Норвегии. В Варшаве уверены, что ограничения следует ввести также в отношении тарифов для стран, которые продолжают получать российскую сырую нефть по южной ветке «Дружбы» — Чехии, Венгрии и Словакии.
Напомним, 5 декабря вступило в силу эмбарго Еврокомиссии на поставки топлива из РФ морским транспортом. Сырой нефти, транспортируемой по «Дружбе», оно вообще никак не касается.
«Действительно, власти Польши и Германии анонсировали отказ от российской нефти, причем в одностороннем порядке, с учетом уже введенных санкций ЕС в виде эмбарго и потолка цен, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Но сам факт подачи заявок на 2023 год этому не противоречит с юридической точки зрения, поскольку слова госчиновников, не закрепленные в законодательных актах, действия не имеют. Кроме того, санкции затрагивают лишь морские поставки, соответственно, ничто не мешает европейцам продолжать получать нефть по трубопроводу «Дружба».
Второй аспект — это потенциальные штрафы (а значит, дополнительные убытки) за расторжение договоров с РФ относительно трубопроводных поставок. Выходит, рассуждает Деев, Германия и Польша пытаются избежать этого, несмотря на ранее звучавшие заявления. Свою роль играет и банальное стремление к выгоде, поскольку российская нефть продается с дисконтом. И это не столько политика двойных стандартов, как может показаться, сколько очередное подтверждение простого факта: Европа, инициируя санкции против энергоресурсов РФ, сама страдает от дефицита сырья и высоких цен. Москва же наверняка удовлетворит заявки Берлина и Варшавы. В течение 2023 года поставки по «Дружбе» продолжатся также для Чехии, Словакии и Венгрии.
«Ситуация с новыми заявками обусловлена прежними инфраструктурными и договорными отношениями между сторонами, — поясняет аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — В случае с Германией необходимость в новых трубопроводных поставках связана с наличием на ее территории действующих российских НПЗ. В их числе есть системообразующие для ряда немецких регионов предприятия, получавшие нефть по «Дружбе». Значительную часть сырья для этих НПЗ удалось заместить морскими поставками через порт Росток. Но в полной мере задача не решена. Поэтому чтобы не вызывать дефицита топлива в таких важных регионах как Берлин и Бранденбург, власти Германии вынуждены противоречить собственным заявлениям и продолжать закупать трубопроводную нефть из РФ».
Ну а в случае с Польшей возникла юридическая коллизия: госпредприятие PKN Orlen, будучи связанным с Россией контрактными обязательствами, не может отказаться от покупки ее нефти без должных правовых оснований (санкции или иной форс-мажор). Варшава уже неоднократно пыталась пролоббировать совместное с остальными членами ЕС введение санкций против нефтепровода «Дружба», это позволило бы компании PKN Orlen уклониться от штрафов. Но никаких ограничений ни Брюссель, ни отдельно польское правительство так и не ввели, отмечает Федоров. Поэтому заявки на поставку нефти через «Дружбу» продолжают поступать.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.