Отказ Китая от жесткой политики «нулевого COVID» стал событием двояким. С одной стороны, для людей, уставших от локдаунов, карантинов и обязательного тестирования на коронавирус, наконец настало долгожданное облегчение. Да и пострадавшей от последствий пандемии экономике, похоже, тоже стало легче дышать. С другой стороны, перед Поднебесной возникла угроза разгула опасного заболевания. За происходящим на китайской земле с тревогой наблюдают эксперты ВОЗ, опасаясь новых волн инфекции и их влияния на глобальную картину.
Тревогу специалистов Всемирной организации здравоохранения, в частности, вызывают вопросы к объявляемой китайскими властями статистике по заболеваемости COVID. Хотя формально количество тяжелых случаев относительно невелико, но «реанимационные отделения интенсивной терапии заполняются», пишет The Guardian, отмечая, что официальные данные из Китая стали ненадежным ориентиром после того, как в этом месяце страна с населением 1,4 миллиарда человек начала демонтировать непопулярный режим блокировок и тестирования на отсутствие COVID-19.
Внезапное изменение застало хрупкую систему здравоохранения врасплох: больницы спешно пытаются обзавестись новыми койкоместами, аптеки охотятся за лекарствами, а власти торопятся построить специальные клиники. Эксперты мрачно предрекают, что в следующем году Китай может столкнуться с более чем миллионом смертей от Covid.
«В Китае сообщается об относительно небольшом количестве случаев в отделениях интенсивной терапии, но, как ни странно, отделения интенсивной терапии заполняются», — высказался недавно директор ВОЗ по чрезвычайным ситуациям Майк Райан. – Я бы не хотел сказать, что Китай активно не говорит нам, что происходит. Я думаю, что они отстают [с данными]».
ВОЗ заявила, что готова работать с Китаем, чтобы улучшить способ сбора информации о таких критических факторах, как госпитализация и смерть от коронавируса.
***
По информации The Guardian, Китай перешел к более узкому определению смертей от COVID, что резко сократит его статистику смертности по мере увеличения числа случаев после ослабления правил «нулевого ковида».
Официальное число смертей с тех пор, как три года назад в Ухане началась пандемия, в среду было даже исключено одно число смертей, и сейчас оно составляет немногим более 5200 — чрезвычайно низкое число по сравнению со многими гораздо менее населенными странами.
Эксперт по инфекционным заболеваниям профессор Ван Гуйцян заявил на днях на пресс-конференции Государственного совета, что Национальная комиссия здравоохранения недавно пересмотрела свои руководящие принципы, чтобы «научно и объективно отражать смерти, вызванные пандемией коронавируса», классифицируя только смертельные случаи, вызванные пневмонией и дыхательной недостаточностью у пациенто с коронавирусом как смерть от COVID.
«Смерти, вызванные другими заболеваниями, такими как сердечно-сосудистые или цереброваскулярные заболевания и сердечные приступы, не классифицируются как смерти, вызванные коронавирусом», — сказал профессор Ван. Он сказал, что по сравнению с первой вспышкой COVID-19 в начале 2020 года, когда большинство пациентов умерло от дыхательной недостаточности, «основной причиной смерти от заражения “Омикроном” являются основные заболевания. Дыхательная недостаточность, непосредственно вызванная новой коронавирусной инфекцией, встречается редко».
Но, как подчеркивает The Guardian, новый метод противоречит руководству Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в котором говорится, что многие страны теперь используют «избыточную смертность» как более точную меру истинного воздействия пандемии коронавируса. Избыточная смертность определяется как разница общего числа смертей в условиях кризиса по сравнению с ожидаемыми в нормальных условиях. По данным ВОЗ, на избыточную смертность от COVID-19 приходится как общее число смертей, непосредственно связанных с вирусом, так и косвенное воздействие, такое как нарушение основных медицинских услуг. По этим критериям новый китайский метод подсчета смертей от COVID, который исключает основные заболевания, затруднит сравнение смертности с другими странами.
Бенджамин Мазер, доцент кафедры патологии Университета Джонса Хопкинса, считает, что в классификации будет пропущено «много случаев», тем более что люди, которые вакцинированы, в том числе китайскими прививками, с меньшей вероятностью умрут от пневмонии. Сгустки крови, проблемы с сердцем и сепсис — крайняя реакция организма на инфекцию — стали причиной бесчисленных смертей среди пациентов с COVID по всему миру.
Западные СМИ рассказывают о том, что десятки катафалков выстроились в очередь возле пекинского крематория, несмотря на то, что Китай не сообщил о новых случаях смерти от COVID. Так, агентство Reuters со ссылкой на очевидца поведало о большом присутствии полиции и около 40 катафалках, стоявших в очереди, чтобы заехать в крематорий в пекинском районе Тунчжоу, то время как парковка была заполнена. Внутри крематория свидетели видели около 20 гробов, собранных в ожидании кремации. Персонал был в защитных костюмах, и из пяти из 15 печей поднимался дым. Впрочем, как признают западные медиа, не удалось проверить, были ли эти смерти вызваны ковидом или иными причинами.
Со ссылкой на работников похоронного бюро ообщается, что некоторым жителям китайской столицы приходится ждать несколько дней, чтобы кремировать скончавшихся родственников, если они не заплатят высокую плату за своевременные услуги. Как отмечает The Guardian, это также может указывать на растущее число умерших. Работники двух разных похоронных бюро в Пекине сообщили агентству Рейтер, что резко увеличилось количество жителей, желающих кремировать умерших родственников, что привело к очередям и задержкам.
Один работник крупного похоронного бюро на западе Пекина объявил, что клиенты могут пропустить долгую очередь и процесс регистрации за плату в размере 26 тысяч юаней (3730 долларов США). «Для всего Пекина быстрая доставка катафалков, отсутствие очередей на кремацию», — сообщил труженник в рекламе услуги в популярном приложении для коротких видео Douyin.
***
Опасения насчет вспышки COVID касаются не только Пекина. По оценкам Шанхайской больницы Дэцзи, к концу года заразится половина из 25 миллионов жителей города.
Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус заявил журналистам, что организации необходима более подробная информация о тяжести заболевания, госпитализации и требованиях к отделениям интенсивной терапии для всесторонней оценки. «ВОЗ очень обеспокоена развивающейся ситуацией в Китае с увеличением количества сообщений о тяжелых заболеваниях», — сказал он.
Со своей стороны, Майк Райан отметил, что всплеск случаев заболевания в Китае был вызван не только отменой ограничительной политики, но и отставанием в уровне вакцинации. По его словам, показатели ревакцинации среди китайцев старше 60 лет и наиболее подверженных риску тяжелых заболеваний отстают от многих других стран, и что эффективность вакцин китайского производства составляет около 50%. Он отметил, что за последние недели в Китае произошел всплеск вакцинации, добавив, что еще неизвестно, можно ли будет сделать достаточно вакцинаций в ближайшие недели, чтобы предотвратить воздействие волны “Омикрона”.
«Это просто неадекватная защита для такого большого населения, как Китай, с таким количеством уязвимых людей», — утверждал Райан, добавив: «Вакцинация — это стратегия выхода из “Омикрона».
А специалист по респираторным заболеваниям из Первой больницы Пекинского университета Ван Гуанфа сообщил государственной газете Global Times, что число умерших может резко возрасти, и предсказал всплеск тяжелых случаев заболевания в Пекине в ближайшие недели: «Мы должны действовать быстро и подготовить лихорадочные клиники, ресурсы для экстренной и тяжелой терапии».
***
Как отмечает The Guardian, в Китае одобрено для использования девять вакцин против COVID-19, разработанных в стране – это больше, чем в любой другой стране, но препараты не были обновлены для воздействия на высокоинфекционный вариант “Омикрон». Пекин до сих пор настаивал на использовании только отечественных вакцин, которые основаны не на технологии мРНК, а на более старых технологиях.
Между тем Ван Гуанфа прогнозирует всплеск тяжелых случаев заболевания COVID в Пекине в ближайшие недели. Он ожидает, что волна коронавируса достигнет пика в конце января, и жизнь, вероятно, вернется в нормальное русло к концу февраля или началу марта, пишет государственное издание Global Times. Эксперт призвал медицинские учреждения расширить отделения интенсивной терапии и увеличить ресурсы для неотложной и тяжелой терапии, чтобы выдержать удар надвигающейся волны инфекций.
Сложность ситуации в том, что она касается не только Китая – несколько ведущих ученых и советников ВОЗ предупредили, что, возможно, еще слишком рано объявлять о глобальном прекращении чрезвычайной ситуации с пандемией COVID-19 из-за потенциально разрушительной волны, надвигающейся на Китай. Политика «нулевого COVID» позволяла КНР поддерживать сравнительно низкий уровень заболеваемости и смертности среди почти полуторамиллиардного населения, но ослабление жестких правил изменило глобальную картину, считают эксперты.
«Вопрос в том, можно ли назвать это постпандемией, когда такая значительная часть мира на самом деле только вступает во вторую волну», — тревожится голландский вирусолог Марион Купманс из ВОЗ. – Понятно, что мы находимся в совершенно другой фазе [пандемии], но, на мой взгляд, ожидающая волна в Китае — это дикая карта».
Между тем представители китайской системы здравоохранения пытаются остудить озабоченность международного сообщества возможностью мутаций коронвируса, заявив, что вероятность появления новых более патогенных штаммов невелика. И эта точка зрения находит поддержку и у ряда иностранных специалистов. Так, президент Азиатско-Тихоокеанского общества клинической микробиологии и инфекций Пол Тамбиа в комментарии агентству Reuters сказал: «Я не думаю, что это угроза миру. Скорее всего, вирус будет вести себя как любой другой человеческий вирус и адаптироваться к среде, в которой он циркулирует, становясь более трансмиссивным и менее вирулентным».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.