Эксперт дала прогнозы по теневой занятости: бизнес перестает играть честно

В России доля занятых в теневом секторе остается достаточно высокой — около 20% от числа всех занятых в стране. Сейчас это порядка 13-14 млн. При этом в кризис, как правило, доля такой рабочей силы начинает расти. Бизнес под давлением обстоятельств перестает играть в белую, а люди в период экономической нестабильности охотнее соглашаются на любую работу, в том числе без договора. Однако кризисы последних лет — что пандемийный, что текущий, наоборот — снижают число неформально занятых, а не увеличивают их. Почему это происходит и как будет развиваться ситуация в следующем году? Об этом «МК» рассказала генеральный директор технологической группы Rocket Humans Анастасия Ускова.

Фото: Наталья Мущинкина

— Что сейчас происходит с теневым сектором экономики?

— К концу лета 2022 число неформально занятых сократилось в стране на 10% по сравнению с прошлым годом. Тогда теневой рынок труда уменьшился на 1,5 млн человек, а общее число занятых в теневом секторе составила примерно 18% от числа всех занятых в стране. При этом, если сравнить 2021 и 2020-й — опять фиксируется снижение — 1,8 млн человек год к году. Тогда такое резкое сокращение было связано с мерами поддержки занятости. Льготы мотивировали бизнес обеляться, и число получающих зарплату в конверте снижалось. Сейчас же сжатие неформального сектора — следствие общеэкономического спада, вызванного социально-политическими факторами, оттоком иностранной рабочей силы, и ростом популярности аренды кадров и самозанятости.

— По итогам третьего квартала 2022-го спад экономики России в годовом выражении ускорился до 5%. Вместе с этим стагнирует и рынок труда — компании не спешат инвестировать в найм, бизнес неохотно создает рабочие места. Все предпочитают занимать выжидательную позицию. Как ведет себя теневой сектор занятости?

— Он находится под давлением. В частности, из-за замедления потока иностранной рабочей силы в страну. Традиционно трудовые мигранты охотнее соглашались на работу без договора, и составляли существенную часть всех теневых работников, сейчас — волатильность национальной валюты и сложности с международными банковскими переводами сокращают поток трудовых мигрантов. Вдобавок к этому рынок труда в целом испытывает сейчас нехватку кадров из-за демографической ямы 90-х-нулевых. Так, с 2019 по 2030 год, по данным ВШЭ, Россия лишится 1,9 млн человек из численности рабочей силы. Доля людей в возрасте до 40 лет в рабочей силе снизится с 42 до 37,4%. И если число доступных рабочих рук уменьшается в реальном секторе, в теневом происходит тоже самое.

— Как на теневую занятость влияет набирающая популярность модель аренды кадров?

— Она тормозит рост числа неформально занятых. Бизнес для повышения собственной мобильности в гибкости, и в качестве реакции на нехватку кадров, начинает нарезать компетенции и отдавать их за штат. При этом возможность подписаться на услуги с самозанятыми или ИП и при этом уменьшить налогооблагаемую базу на сумму стоимости услуг, лишили гонорары в конверте всякого смысла. Легально сейчас работать не только безопасно, но для многих и выгодно. Поэтому число компаний, сотрудничающих с самозанятыми-фрилансерами, растет, а число получающих зарплату в конверте специалистов падает. Так, за этот год число компаний, сотрудничающих с самозанятыми, увеличилось на 19% по сравнению с прошлым годом и составило около 52%.

— А что нас ждет за чертой кризиса? Каким будет 2023 год?

— С факторами, которые сейчас сдерживают рост теневой безработицы, ничего не станет и после кризиса. Условия работы для самозанятых обещают не менять минимум до 2030-го года. Бизнес, который сейчас оценил и операционные, и экономические плюсы работы с фрилансерами, вряд ли начнет пересматривать текущие модели и возвращаться массово к классическому найму, да и дефицит кадров, который с каждым годом будет ощущаться все сильнее им это не позволит. Поэтому спрос на услуги внештатников будет расти. В свою очередь экономика в 2023 году все еще будет ощущать на себе инерционное давление событий этого года. Наибольший спад, по мнению специалистов опрошенных Bloomberg придется на первый квартал 2023 года — тогда ВВП России сократится на 8%. На нашей стороне прогноз ЦБ, который ожидает нижней точки в конце лета-начале осени следующего года. То есть каких бы то ни было факторов, которые позволили бы развернуть тенденцию к росту экономики, и, как следствие. занятости пока нет.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.