Нефть основной экспортной российской марки Urals продолжает дешеветь: по данным из разных источников, цена снизилась до $38-40 за баррель. Аналитики связывают это с двойным санкционным эффектом — от эмбарго на поставки морским транспортом и введенного Западом «потолка» цен в $60. Как пишет Bloomberg, после 5 декабря, когда ограничения заработали, Россия впала в критическую зависимость от узкого круга крупных покупателей, прежде всего, Индии, Китая и Турции, которые постоянно требуют скидок.
Фото: Геннадий Черкасов
В ходе торгов 9 января на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже стоимость Urals снизилась более чем на 8%, вплотную приблизившись к $40 за баррель. А в пятницу, 6 января, этот сорт продавался в порту Приморск за $37,8, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные независимого ценового агентства Argus. В тот же день мировой эталон Brent стоил $78,5 за «бочку». Ранее Минфин известил о декабрьском обвале средней цены Urals на 24% (к ноябрю) — до $50,4. А в декабре 2021-го Urals стоил в среднем $72,7.
Bloomberg отмечает, что объем российской нефти, идущей в Китай, Индию и Турцию, упал четвертый раз подряд за четыре недели до 6 января — в среднем до 2,31 млн баррелей в сутки. Это самый низкий показатель за 10 недель. Между тем, как свидетельствует Argus, отечественный сорт ESPO по-прежнему торгуется выше потолка цены. Дело в том, что маршруты, по которым доставляется сырье этой марки, намного короче. Это облегчает поиск танкеров, готовых отправить товар ближайшим покупателям в Азии за пределами установленных Западом ограничений.
Еще одна добрая для России весть: скидка на Urals по сравнению с нефтью Brent уменьшилась за последние пару месяцев с почти $40 до $20 за баррель. Об этом сообщил замгендиректора Российского энергетического агентства Минэнерго Денис Дерюшкин. Ситуация, по его словам, связана с подешевевшим фрахтом зарубежных судов с сырьем из РФ, а также с расширением возможностей страхования сделок.
«После вступления 5 декабря в силу двух типов западных санкций (эмбарго на морские поставки и потолка цены в $60) мировые рынки начали перестраиваться, а наша страна вступила в непростой переходный период, — считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — России предстоит побороться за покупателей в Азии и потеснить производителей из других регионов, которые там еще работают. Кроме того, многие морские перевозчики отказываются иметь дело с нашей нефтью, опасаясь последующих штрафов. Формально, чтобы не нарушать санкции, такие компании должны спросить поставщика стоимость сырья, и если цена ниже $60 за баррель, проблем быть не должно».
Однако возникает ряд вопросов: что это за документ, надо ли (и каким образом) проверять подлинность содержащихся в нем данных, куда дальше передавать эту информацию, каким конкретно санкционным регуляторам? Поскольку все эти моменты нигде не обозначены, возникает некий административно-правовой вакуум, отпугивающий потенциальных перевозчиков. По словам Юшкова, именно с перевозкой нефти связаны сегодня основные сложности для РФ: чем дальше от азиатских рынков расположен пункт отгрузки, тем дороже обходится фрахт. В основном речь идет о портах Ленинградской области, в меньшей степени — о портах в Новороссийске. Совсем иначе обстоят дела с дальневосточным сортом ESPIO: еще и потому, что его цена привязана не к североморскому Brent, а к ближневосточным маркам.
«Абсолютно неверно утверждать, что вся российская нефть стоит $38-40 за баррель, — отмечает Юшков. – Рынки восстанавливаются, и наша главная задача на сегодняшний день – найти достаточное количество судов для транспортировки сырья морем, чтобы не оглядываться постоянно на фактор ценового потолка. По опыту 2022 года предположу, что каналы продаж постепенно расширятся, а объемы экспорта — вырастут. Кстати, скидка уже к 1 декабря составила $18 за баррель, хотя ранее она доходила до $35. Что касается основных покупателей, да, это будут Индия, Китай и Турция».
Стоимость нефти сорта Urals в последнее время может сильно отличаться на торговых площадках и при реальной отгрузке разным потребителям. На ситуацию влияют именно эмбарго и ценовой потолок, говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Поскольку круг потребителей отечественной нефти сводится сегодня фактически к трем странам — Китаю, Индии и Турции, это позволяет им предлагать закупочные цены ниже рыночных. Соответственно, Urals продается не только с дисконтом, но и в меньших объемах по сравнению с общим экспортом России до введения европейского морского эмбарго.
«Цена сырья зависит от условий контракта, места отгрузки и прочих обстоятельств, — рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Поэтому мы порой видим разные цифры одновременно. Декабрьские санкции заставляют идти на любые ценовые уступки покупателям в Азии, хотя дисконт сегодня явно меньше, чем еще несколько месяцев назад».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.