Россия может возобновить экспорт электроэнергии в страны Евросоюза. В Финляндию, Латвию, Литву и Эстонию отечественные производители могут отправить 6,4 млрд кВт/ч, что составит половину всех наших потенциальных поставок за рубеж. Впрочем, с учетом текущей геополитической обстановки такой сценарий маловероятен. Пока он фигурирует лишь в прогнозном документе «системного оператора» и выглядит, скорее, попыткой выдать желаемое за действительное.
Фото: Лилия Шарловская
«Системный оператор» (СО, диспетчер энергосистемы), он же монопольный экспортер электроэнергии «Интер РАО», «не исключает восстановления» продаж в ЕС. Поставки были прерваны весной 2022 года из-за невозможности проводить денежные расчеты на фоне санкций и вместе с тем — по чисто политическим причинам. Эти выпавшие на сегодняшний день объемы СО намерен учесть в долгосрочной, на 2023-2028 годы, программе развития энергосистем России.
Словно нет ни бесконечных пакетов европейских санкций, ни практически полного разрыва любого рода контактов Москвы с Финляндией, Латвией, Литвой и Эстонией. Как заявляет «системный оператор», «техническая возможность для поставок сохраняется в полной мере для всех традиционных направлений экспорта-импорта». Хорошо, но как быть со стойким нежеланием былых партнеров в ЕС иметь сегодня дело с Россией?
Согласно свежему прогнозу по экспорту от СО, предполагаемый объем поставок из РФ в Финляндию в 2023 году составит до 4 млрд кВт/ч, а в Латвию, Литву и Эстонию – 2,4 млрд кВт/ч. Эти четыре страны исторически были самым крупным и рентабельным направлением продаж для российского монополиста. В 2021 году туда ушло рекордное количество электроэнергии – 12,9 млрд кВт/ч (около 60%) от совокупных поставок. По оценкам аналитиков, за январь-май Москва успела продать в ЕС до 5 млрд кВт/ч. Теперь же у нее остается лишь шесть направлений экспорта – Китай, Казахстан, Монголия, Грузия, Белоруссия, Южная Осетия, куда в общей сложности планируется продать 6,4 млрд кВт/ч. Львиная доля (4 млрд кВт/ч) придется в этом году на Китай, на втором месте – Казахстан (1,25 млрд кВт/ч).
«С учетом публичных заявлений со стороны представителей властей и энергокомпаний стран ЕС, а также неослабного санкционного давления на Россию крайне сложно прогнозировать что-либо, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Как показал 2022 год, все планы и стратегии могут поменяться моментально, по независящим от бизнеса обстоятельствам».
Но сам по себе экспорт электроэнергии, как вид бизнеса и потенциал для развития отечественной экономики, конечно, очень перспективный. Рано или поздно экономические интересы должны возобладать над политической риторикой, противоречащей выгоде государств. Будем рассчитывать, что в дальнейшем сотрудничество с Европой в сфере поставок электроэнергии (причем по стабильным и доступным тарифам) будет постепенно восстанавливаться, рассуждает Деев.
«С чисто технической точки зрения у российского «системного оператора» есть основания «не исключать» возобновления поставок в ЕС, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Да, весной 2022-го полностью прекратил работу платежно-расчетный механизм, но сегодня Россия в своих экспортных операциях использует разные схемы денежных расчетов, которые теоретически могут быть адаптированы к ситуации с электроэнергией для стран Балтии и Финляндии. В реальности же риски очень велики, поскольку платежно-расчетные отношения в первую очередь страдают от любых санкционных поворотов».
По словам собеседника «МК», в этой истории смущает одно обстоятельство: почему нет не слова об отечественном потребителе, разве он сполна обеспечен электроэнергией, разве его устраивают качество услуг по электроснабжению и тарифы? Неужели те мощности, что работают в энергосистеме Северо-Запада (Калининградская, Ленинградская и Псковская области) и во многом ориентированы на экспорт в ЕС, придется непременно закрывать, консервировать? Ведь их можно использовать в интересах рядовых россиян и бизнеса.
Можно увеличивать предложение внутри страны (или перенаправлять его на восток), тем самым снижая цены на электроэнергию. А вообще, рассуждает Масленников, вся эта ситуация заставляет посмотреть на наше энергохозяйство с позиций не столько экспортных, сколько общеэкономических. России нужна более эффективная его модель, способная обеспечить функционирование экономики в сложных условиях структурной трансформации.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.