В первый день этого года известному казахстанскому политическому деятелю, бывшему послу республики в Москве и моему большому другу Таиру Мансурову исполнилось 75 лет. В преддверии этой даты он сделал большой подарок всем ценителям истории отечественной дипломатии — издал дополненную и расширенную версию своей книги о Назире Тюрякулове, первом дипломатическом представителе СССР в Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия принадлежит к числу самых важных и влиятельных государств мира. От того, какую именно политическую линию будет проводить это нефтяное королевство, часто зависит исход глобальных конфликтов. Например, в 80-е годы прошлого века, стремясь наказать СССР за его решение ввести войска в Афганистан, официальный Эр-Рияд (так называется столица королевства) целенаправленно обрушил мировые цены на нефть и обескровил таким образом советский бюджет. В наши дни Америка тоже потребовала от саудовцев помощи и поддержки. После начала СВО Вашингтон приложил немало усилий, добиваясь от Эр-Рияда действий, направленных на понижение мировых цен на «черное золото» и вытеснение Москвы с мирового нефтяного рынка. Но на сей раз американцев ждал облом: российская дипломатия установила прочные и доверительные контакты с фактическим правителем королевства, наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом. И эти связи вкупе с противоречивыми и неуклюжими действиями Вашингтона в отношении принца Мухаммеда обеспечили России благожелательный нейтралитет Саудовской Аравии в ходе нынешнего глобального конфликта.
Вопросы на тему, как бы сложилась судьба СССР, если бы Москва не разрушила свои отношения с саудовцами, это разговоры в пользу бедных. История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Но факт остается фактом: в период, когда первый король Саудовской Аравии Абдул-Азиз Аль Сауд создал и назвал в честь своей семьи это государство, советский представитель Назир Тюрякулов был самым влиятельным иностранным дипломатом при его дворе. Цитата из донесения Тюрякулова в Москву: «В соответствующий момент я выступил с речью на арабском языке. После меня выступил Бонд (на английском языке), за ним — Мегре (на французском языке). Отношение арабов к моей речи было явно сочувственное. В то время как моя речь была поддержана дружными возгласами присутствующих, речи Бонда и Мегре были выслушаны без какого-либо реагирования». Из таких «мелочей», которые на самом деле совсем не мелочи, и состоит дипломатическое искусство. В выигрыше оказывается тот, кто и в прямом, и в переносном смысле говорит с местными на их языке.
Работать Тюрякулову приходилось в неимоверно тяжелых условиях. Но главный кошмар ждал его после отзыва на родину: в 1937 году его расстреляли в ходе сталинских репрессий. Одновременно расстрелу фактически подверглись и советско-саудовские отношения.
Директор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Пиотровский написал в предисловии к книге Мансурова о том, что она «высветила удивительную историю упущенных возможностей развития связей с государством, которое первой признала Советская Россия». Жаль, что эта удивительная история закончилась трагедией, а не хеппи-эндом. Но о трагедиях и провалах тоже нужно помнить — хотя бы для того, чтобы они не повторились.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.