Названы товары-рекордсмены по росту цены в прошлом году

Официальный годовой уровень инфляции в прошлом году составил 11,9%. Однако целая группа товаров и услуг подорожала в несколько раз выше этой отметки. Больше всего цены взлетели на туристические поездки, йод, спички, средства гигиены и автомобили. При этом в Росстате рассказали и о резко подешевевших товарах, большая часть из которых относится к так называемому «борщевому набору» — капуста, картофель, свекла, чеснок. Чем вызваны такие результаты и какая еще продукция может подорожать в будущем, «МК» рассказали эксперты.

Фото: Геннадий Черкасов

Росстат отслеживал изменение цен почти на 560 товаров и услуг в течение предыдущих двенадцати месяцев. Основной всплеск удорожания, по данным ведомства, пришелся на март—июнь прошлого года, то есть на время после начала спецоперации на Украине, когда из-за введения большого количества санкций и разрыва логистических цепочек остро проявились проблемы с импортом товаров. 

Семь самых подорожавших товаров в прошлом году выглядят следующим образом:

  • йод вырос в цене на 55,2%;
  • спички — на 50,6%;
  • туалетное мыло — на 44,2%;
  • женские прокладки — на 43,5%;
  • новые автомобили зарубежного производства (иномарки) — на 39,1%;
  • дезодоранты — на 38,8%;
  • маргарин — на 38,5%.

Удивительно, что именно йод стал товаром, который подорожал в России сильнее всего, — ведь наша страна по его запасам занимает пятое место в мире. «Однако производство йода в России обеспечивает лишь 15% внутреннего спроса, — объясняет начальник аналитического управления «БКФ-Банка» Максим Осадчий. — Чили была одним из основных импортеров йода в Россию. В 2022 году этот канал поставок йода в нашу страну закрылся. Соответственно, возник дефицит йода, приведший к росту цены». Второй по темпам удорожания группой товаров стали различные средства гигиены. Как указал эксперт, в апреле 2022 года ЕС ввел 5-й пакет санкций, в рамках которого производители прокладок лишились поставок флафф-целлюлозы. Пришлось срочно налаживать импорт прокладок из Китая и Турции, что также привело к росту цены. А в 8-й пакет санкций ЕС, введенный в октябре 2022 года, был включен запрет на поставки мыла в Россию.

Третьей важной группой подорожавших товаров стали иномарки. «Рост цен на импортные автомобили также связан с санкциями, — продолжает разговор Осадчий. — Россияне вместо высококачественных немецких автомобилей – Mercedes, BMW, Audi и пр. — вынуждены покупать китайские хавалы, джили и чери сомнительного качества, но по высокой цене. Параллельный импорт отчасти помогает снижать остроту дефицита, но из-за усложнения логистики и появления новых посредников ведет к росту цен на импорт». Те же автомобили марки Mercedes россияне покупают уже не в Германии, а в Армении, чем способствуют невиданному взлету ВВП этой маленькой, но гордой республики. Так что основной источник роста цен в 2022 году — санкции, приведшие к разрушению логистических цепочек, уверен эксперт.

Вместе с тем в 2022 году было зафиксировано и резкое падение цен на целый ряд товаров и услуг. Например, стоимость капусты снизилась на 53%, картофеля — на 31%, свёклы — на 26%, моркови — на 17%. Все эти продукты, как легко заметить, входят в так называемый «борщевой набор» и по большей части производятся на территории России. Благодаря хорошем урожаю в летний период цены на эти овощи ощутимо снизились. Вместе с этим на 35% подешевело газовое моторное топливо и некоторые стройматериалы, в частности, древесностружечные плиты упали в цене почти на 23%, доски — на 14%. Из этого перечня можно понять, что в областях, где Россия имеет собственное производство или где реализована программа импортозамещения, цены в минувшем году снижались. «Сколько лет говорили о необходимости импортозамещения, а когда грянул гром, оказалось, что во многих отраслях надо создавать производство чуть ли не на пустом месте», — делает вывод Осадчий.

По мнению декана факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павла Селезнева, в заметном понижении стоимости названных товаров, с одной стороны, сказался эффект «высокой базы» 2021 года — то есть в предшествующий период цены на ряд товаров и продуктов существенно выросли, что не лучшим образом отразилось на спросе и тем самым побудило условного «продавца» уменьшить цифру на ценнике. С другой — имело место перепроизводство отдельных категорий продукции (например, пищевой), что также способствовало падению цен.

Однако в наступившем году эти благоприятные тенденции уже работать не будут. Поэтому, как утверждает Селезнев, в ближайшем будущем следует ожидать подорожания мясо-молочных продуктов, натуральных овощей и хлебобулочных изделий. 

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.