Занятость женщин, которые воспитывают маленьких детей, в России выросла на 68% — об этом сообщила зам главы Минтруда Ольга Баталина на круглом столе в Госдуме. Встреча профильных комитетов и ведомств была посвящена действиям государства в интересах женщин на 2023-2030 гг. Собравшиеся отметили, что гармония в семье и на службе способствует рост женского образования, сокращение перечня запрещенных профессий и другие социальные меры. Однако еще есть куда расти. В обществе сохраняется «стеклянный потолок»: разрыв между мужскими и женскими зарплатами, ценз при приеме на работу, «женские» сферы экономики и пр.
Фото: Геннадий Черкасов
Занятость женщин в возрасте от 20 до 49 лет, воспитывающих детей-дошкольников до 6 лет, выросла на 68% с 2017 года, — сообщила Баталина. По ее мнению, такому достижению способствовали рост профобучения и дополнительного образования для женщин, которые «сидят в декрете». Еще этому помогло резкое сокращение перечня специальностей и работ, которые запрещены для женщин — их количество уменьшилось с 456 до 100 наименований. До рекордных 96%, по данным замминистра, выросла «доступность дошкольного образования», то есть попросту – мест в яслях и садиках.
Однако рынок труда по-прежнему распределен неравномерно. В России все еще есть «чисто женские» сегменты. Преимущественно женской остается сфера образования — 82,4% занятых женщин. На втором месте здравоохранение и социальные службы, где женщин без малого по 80%.
Разрыв между уровнями зарплаты для мужчин и женщин тоже никуда не делся. Средняя величина «стеклянного потолка» по стране 28%. А вот безработица поделена почти пополам между полами — женщин среди нетрудоустроенных граждан 49,4%. При этом работу женщины ищут дольше, чем мужчины: дамы в среднем тратят на трудоустройство 7 месяцев (мужчины 2-3 месяца).
— Любая социальная статистика – это такая «средняя температура по больнице», величина спорная , — считает социолог Павел Круглов. — Вот, казалось бы, невиданный рост почти в 70% трудоустроенных женщин с маленькими детьми-дошкольниками. Хорошо же, поскольку работа – это реализация, социализация, карьера, собственный доход. Но если мы посмотрим предпосылки раннего выхода на работу среди мам маленьких детей, то увидим там одной из причин разводы. А разводы растут. Или, допустим, безработица — здесь условно пополам мужчин и женщин. Но среди детных женщин 40 с лишним процентов безработных с качественным высшим образованием. То есть для них не находится реализации, а идти абы куда или на совсем невысокую зарплату не хочется, лучше сидеть дома и воспитывать ребенка. Или тот же «стеклянный потолок». Работодателей, не рассматривающих женщин с детьми как кандидатуру для приема на работу, в России по-прежнему 42%. Тут или налоговые льготы нужны, или система квотирования.
А что касается работы на себя, то, по данным бизнес-экспертов, в 2022 году доля женщин-предпринимателей в России была 34%. Излюбленные области женских бизнесов в нашей стране – это сфера услуг, торговля, обучение, красота, мода и дизайн, пошив одежды. Однако есть область, где дам абсолютное большинство — 90% социальных предпринимателей в России женщины. После 24 февраля половине из отечественных бизнесвумен пришлось задуматься о смене деятельности. Больше всего пострадали такие направления как маркетинг, туризм, организация гастролей, праздников и развлечений. С другой стороны, эксперты отмечают рост «женского дела» в таких областях как IT или биотехнологии. Это естественное следствие оттока предпринимателей и стартаперов-мужчин после объявления мобилизации.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.