В прошлом году стоимость внутренних авиаперелетов выросла в среднем на 11%, по данным Росстата. Крупнейшие сервисы по бронированию билетов называют диапазон подорожания в 8-14%. В целом эти цифры соответствуют уровню общей инфляции в стране, то есть в реальном выражении повышения средней цены как такового нет. Но личный практический опыт людей, которые в течение всего года пользовались услугами отечественной авиаотрасли, говорит об обратном. Да и факторов, объективно разгонявших цены, было предостаточно.
Фото: Геннадий Черкасов
По информации Росстата, в декабре 2021 года средняя стоимость авиабилетов на 1 тысячу километров пути составила 5482,2 рубля, а в декабре 2022-го – 6096,9 рубля. Рост составил 11%, выше было только в кризисном 2008-м, когда авиабилеты подорожали вообще на треть. В то же время прошлой осенью глава Минтранса Виталий Савельев заявлял со ссылкой на данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС), что цены в прошлом году остались на уровне 2020-2021 годов и снизились на 6,5% относительно 2019-го. Эксперты объясняют расхождение в данных разными методологиями подсчета у ведомств. Например, специалисты Росстата отслеживают цены как по интернету, так и обращаясь непосредственно в билетные кассы в аэропортах вылета. Среди рейсов выбирают те, что пользуются наибольшей популярностью у пассажиров. А ФАС рассчитывает средневзвешенные тарифы по каждому маршруту.
«Очевидно, что у российских авиакомпаний не могли не вырасти издержки на фоне жестких санкций, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Прибыль авиаперевозчиков обычно формируется за счет зарубежных направлений, многие из которых в 2022 году оказались закрыты. Рейсы по России априори гораздо менее прибыльны: стоимость билетов приходится удерживать на сравнительно низком уровне, чтобы не сократился пассажиропоток. Поэтому повышение цен на внутренних рейсах – мера вынужденная, ведь россияне стали летать за границу гораздо реже».
На взгляд Деева, тенденция к росту стоимости авиаперелетов в РФ продолжится, но за рамки средней инфляции не выйдет. Компаниям не выгодно сильно повышать тарифы, поскольку это чревато сокращением пассажиропотока и, соответственно, доходов.
«Билеты подорожали, но в пределах инфляции, — отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Причем, если в качестве отправной точки для сравнения цен брать допандемийный 2019 год, то окажется, что динамика значительно ниже, чем накопленная за этот период инфляция. В среднем для российского потребителя цена авиабилетов увеличилась в гораздо меньшей степени, чем стоимость многих других товаров и услуг».
Но куда важнее, что в 2022 году сохранился высокий спрос со стороны населения на внутренние авиаперелеты, интенсивность которых на доступных направлениях (например, Москва — Сочи) нисколько не снизилась (притом, что ряд крупнейших аэропортов юга был закрыт из-за СВО). Это значит, что услуги перевозчиков были гражданам вполне по карману. Что касается самих компаний, они на внутренних линиях не испытывали дефицита в исправных лайнерах, более того, возник даже определенный избыток свободных бортов – из-за сокращения числа доступных направлений. Ко всему прочему, напоминает Пантелеев, на фоне масштабных санкций правительство выделило свыше 170 млрд рублей на субсидирование авиаперевозок, что позволило бизнесу компенсировать издержки и в итоге удержать цены на билеты на приемлемом уровне. Господдержка сработала и в случае с механизмом топливного демпфера, который защитил компании от стремительного роста цен на авиатопливо.
«Если не произойдет какого-нибудь форс-мажора, и у компаний не появятся экстраординарные статьи расходов, цены на авиабилеты в 2023 году удержатся в рамках инфляции, — говорит Пантелеев. – Вопрос доступности пассажирских авиаперевозок находится на постоянном контроле у правительства, и если издержки вырастут, оно наверняка отреагирует, поможет живыми деньгами».
Статистика, касающаяся ценообразования в авиации, отличается очень большим разбросом. Ряд онлайн-агентств и агрегаторов сообщают о подорожании билетов почти на 20%, Росстат называет цифру 11%, а ФТС и Минтранс опровергают сам факт ценового роста. По словам главного редактора портала «Авиа.ру» Романа Гусарова, наиболее точные данные у Минтранса, который долгие годы разрабатывал собственную методику подсчета – на основании математических моделей. И доверия к ней больше. Скажем, через онлайн-агентства проходит только часть запросов на бронирование билетов, а итоговый объем реальных закупок может оказаться совсем другим.
«Ситуация должна проясниться к марту, когда авиакомпании окончательно подсчитают и обнародуют объективные цифры по своему экономическому состоянию, по продажам и прибыли, — говорит Гусаров. – Но уже известно, что в прошлом году внутри страны было перевезено 95 млн человек, и это очень хороший результат в текущих условиях. Цены на авиабилеты в 2023 году вырастут процентов на 10 по объективным причинам: есть достаточно высокая инфляция, есть рост себестоимости, подорожали запчасти, логистика, топливо. Да и не будет сейчас таких объемов господдержки, как в 2022 году».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.