Винник на Уилана: правозащитник Мельников предположил, кого могут обменять Россия и США

После декабрьского обмена олимпийской чемпионки Бритни Грайнер на россиянина Виктора Бута в кулуарах заговорили, что «могут повторить». «Россия и США продолжат переговоры по обмену заключенными, в целом этот вопрос — крайне деликатная тема, которую не следует выносить в публичную плоскость», — заявил РИА Новости замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков.

Фото: АГН «Москва»

Кого захотят вернуть на этот раз? В телеграм-каналах поползла информация, что американцы могут попросить Алексея Навального. Однако наши эксперты утверждают, что это категорически невозможно.

Замминистра иностранных дел утверждает, что вряд ли существуют реалистичные варианты обмена по формуле «всех на всех». Это не получится и чисто арифметически, поскольку в американских тюрьмах содержится несколько тысяч россиян.

У нас же осужденных граждан Соединенных Штатов не наберется и несколько десятков. А из действительно значимых для Вашингтона персон — разве что Пол Уилан, осужденный в 2020 году за шпионаж. Его-то, кстати, давно хотела бы заполучить Америка. Вот только в ответ на кого?

— Я считаю, что обмены должны продолжаться в обязательном порядке, — комментирует Иван Мельников, вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека, активно занимавшийся обменом Грайнер на Бута. — Действительно, в США отбывают наказание сейчас нескольких тысяч наших соотечественников. И хотя большинство из них давно проживают в Соединенных Штатах, в местах лишения им все равно требуется помощь и поддержка, в том числе консульская. Если же говорить о тех гражданах России, кто может быть включен в потенциальный обменный фонд, то это, прежде всего, наши люди, экстрадированные в Америку из третьих стран и обвиненные в уголовных деяниях, чаще всего связанных с киберпреступностью.

— Вы можете назвать фамилии?

— Навскидку приходит на ум Александр Винник, основатель крупной криптовалютной биржи, которого обвинили в проведении незаконных финансовых операций. Он был арестован в 2017 году в Греции по требованию США. Отсидел пять лет. Был перевезен во Францию, потом снова отправлен в Грецию. ЕСПЧ запретил выдачу россиянина. Но в аэропорту Афин в прошлом году его выкрали и отправили частным бортом в США. Семья заявляет о том, что фактически его похитили. От всего пережитого у Винника умерла жена, в России остались двое детей, которых сейчас у воспитывают родственники. Вся жизнь сломана. Сейчас он ждет приговора суда, по которому ему грозит до пятидесяти лет лишения свободы.

— Но это же в два раза больше, чем Виктору Буту, которого называли «оружейным бароном»! Правда, приговор Бута был основан не на деянии, а лишь на намерении продать оружие.

— Разумеется, в ситуации с Александром Винником мы должны всячески содействовать в его возможном обмене. Также это касается экстрадированного из Таиланда Дмитрия Украинского, обвиняемого в кибермошенничестве; осужденного на 27 лет за хакерство Романа Селезнева, сына депутата Государственной Думы; 35-летнего Антона Богданова, которому дали 5 лет за взломы компьютерных систем. В последний год активизировался подобный способ экстрадиции россиян из третьих стран, куда они могут прилететь на отдых, и их отправку в Америку. Как мне кажется, явно прослеживалась попытка оказания дополнительного давления на Россию при принятии решения о последнем громком обмене Грайнер на Бута.

— У нас в местах лишения свободы еще остались американцы, которые могли быть интересны властям США?

— Тот же осужденный за шпионаж Пол Уилан находится на первом месте среди претендентов на обмен. Осенью в Воронеже состоялся суд над Робертом Гилманом, его приговорили за нападение на полицейского на 4,5 года. В январе 2022 года он устроил пьяный дебош в вагоне поезда Сухум — Москва. Экс-дипломата Марка Фогеля, бывшего сотрудника американского посольства, в прошлом году осудили на 14 лет за контрабанду наркотиков. Я вижу, что США готовы проявлять некоторый интерес к судьбам своих граждан, которые отбывают наказание в России. Но, разумеется, не ко всем одинаковый.

— Говорят, что они могут попросить включить в обменный фонд Алексея Навального.

— Не готов даже чисто гипотетически говорить на эту тему, так как не вижу здесь никаких оснований для обмена. Сомневаюсь, что такое может произойти.  Навальный — гражданин России. На кого его могут обменять? Только на другого гражданина России. В чем здесь выгода США? И как это вообще можно обосновать юридически? Во всяком случае, раньше таких прецедентов не было. Хотя, если вспомнить, в 1976 году состоялся обмен гражданина СССР, политзаключенного Владимира Буковского, которого забрали на Запад, а взамен в Советский Союз приехал чилийский коммунист Луис Корвалан, международную кампанию по вызволению которого из застенков Пиночета мы возглавляли. Но это единственный такой случай.

— Как оценивать, сколько на сколько менять? «Всех на всех» вряд ли возможно?

— Думаю, все зависит от жеста доброй воли со стороны США, учитывая большое количество граждан России, отбывающих наказание у них. Возможно, они отдадут за своих большее количество граждан России. Тот же Уилан явно тянет не на одного человека взамен.

— С чего американцам проявлять жест доброй воли? Отношения-то сейчас хуже некуда.

— Всякое бывает. Например, буквально на днях Россия передала властям Польши задержанного в апреле прошлого года в Калининграде ветерана военно-морских сил США Тейлора Дадли. Он приезжал на музыкальный фестиваль в Польше, и до сих пор не очень понятно, зачем пересек нашу границу и что собирался делать в России. Как сообщали СМИ, правительство США не стремилось к широкой огласке инцидента по просьбе семьи, пожелавшей разрешить эту ситуацию в частном порядке. В переговорах принимали участие Госдепартамент США, посольства США в Москве и в Варшаве. Это не было обменом, так как взамен Россия никого не получила. Исключительно жест доброй воли. Думаю, что в будущем такое сотрудничество может быть продуктивным.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.