Как цифровой рубль изменит жизнь россиян

В Государственную думу внесен пакет законопроектов о введении в России в оборот цифрового рубля. Эта новость только на первый взгляд кажется важной исключительно для финансистов или айтишников. На самом деле становление цифрового рубля в качестве полноценного финансового инструмента способно радикально изменить подходы к экономической политике, сделать значительный шаг к финансовому суверенитету и реально приблизить нас к социализму на новом витке технологического развития.

Фото: pixabay.com

Несколько слов для понимания терминологии и проблематики. Цифровой рубль — это не замена денег и не денежный суррогат. Это, по большому счету, всего лишь третья форма жизни денежных средств (как мы понимаем, исторически далеко не последняя — будут еще иные формы). Сейчас в обороте, как мы знаем, существуют наличные деньги (привычная нам всем традиционная форма). Есть также безналичные деньги — то, что мы, граждане, имеем на личных счетах или на счетах организаций.

Сейчас появляется третья форма — цифровые рубли. Их ключевое отличие от безналичных состоит в том, что данное платежное средство реализовано на блокчейне.

В свою очередь блокчейн — это технология для формирования информационных платформ, в которых каждая следующая запись содержит все предыдущие. Наименование «блокчейн», собственно, и означает «цепочку блоков», или связанных записей. Для чего нужно дублирование этих самых записей? А ровно для того, чтобы вся история записей была неизменна, чтобы прошлые операции никому бы не удалось исправить или подкорректировать, имея в том числе преступные замыслы. По данной технологии все записи в конкретном блокчейне хранятся у всех пользователей одновременно, и чтобы «изменить прошлое», надо залезть во все компьютеры и в каждую предыдущую запись. А если таких записей миллиард миллиардов или триллион триллионов и т.д.? Никаких ресурсов на планете не хватит, чтобы реализовать такой злой умысел.

Эта технологическая особенность на самом деле открывает значительные возможности в самых разных сферах человеческой деятельности. Неслучайно блокчейн, наряду с искусственным интеллектом и метавселенными, называют основой новой эпохи в Интернете.

Например, блокчейн позволяет создавать электронный нотариат. Смарт-контракты (они «включаются» при определенных условиях) позволяют гарантировать надлежащее исполнение сделок и своевременность платежей. Дистанционное электронное голосование на наших с вами выборах — это тоже блокчейн, как и цифровые рубли.

На самом деле уже многие страны мира ввели (или вводят) в оборот свои цифровые валюты. Первыми в «розницу» вышли цифровые валюты Нигерии, Багамских островов и востока Карибского моря. Сейчас тестируются и разрабатываются цифровые валюты во многих крупнейших экономиках мира, включая наших партнеров по БРИКС+ — Китай, Индию, Бразилию и ЮАР. США и Евросоюз тоже, как вы понимаете, не стоят на месте.

Отмечу, что цифровой рубль уже давно тестируется нашим Центробанком, в том числе через расчеты с другими российскими банками. Эксперимент признан успешным, и в настоящее время цифровой рубль появляется в правовом поле, чтобы стать полноценным платежным средством (а также средством накопления, как и положено деньгам), доступным всем нашим гражданам и юридическим лицам.

Здесь, как говорится, не надо ничего бояться. Цифровой рубль не призван вытеснять другие формы денег. Его предназначение — эффективно решать государственные финансовые задачи. В этой части цифровой рубль — это всего лишь финансовый инструмент, и относиться к нему надо соответствующим образом. Какие преимущества дает цифровой рубль?

Во-первых, как я уже говорил, надежность и защищенность финансовых операций, что обеспечивается технологией блокчейна. Ничего нельзя украсть, завысить, занизить или подкорректировать отчетность. Блокчейн, кстати, это еще и инструмент борьбы с коррупцией, что, безусловно, тоже немаловажно.

Во-вторых, это скорость и удобство операций. Технология постоянно совершенствуется, и возможности обработки операций расширяются. Кстати, выпуск единой валюты стран ЕАЭС в цифровой форме тоже очень быстро может стать реальностью, опять же, с учетом продвинутости технологии. Межгосударственные платежи в цифровой форме тоже сильно облегчаются (не нужен никакой SWIFT), что, кстати, позволяет обходить даже санкции.

Наконец, в-третьих, блокчейн позволяет эффективно выпускать «окрашенные» или «цветные» деньги. Например, мы знаем, что материнский капитал можно использовать только на определенные цели (решение жилищных вопросов, образование, пенсия маме и пр.). За целевым характером использования ресурсов данного инструмента чрезвычайно внимательно следят как компетентные органы, так и Социальный фонд России. Так вот! При использовании цифрового рубля «следить» ни за чем уже не нужно, если, скажем, тот же материнский капитал выплачен получателю цифровыми рублями. Операция, не предусмотренная целевым назначением, просто-напросто технологически не пройдет, поскольку за данными цифровыми рублями будут закреплены соответствующие ограничения. Таким образом, перевод целевых социальных выплат в форму цифровых рублей обеспечит их адресный характер практически на сто процентов. Пропить детские выплаты будет уже технологически невозможно.

Серьезные перспективы с применением цифровых рублей открываются, например, при исполнении государственного оборонного заказа и реализации иных государственных нужд, связанных со СВО. Все деньги будут направляться по назначению, и их нецелевое использование сведется к минимуму.

Добавим, что очень эффективно использовать цифровой рубль для реализации такого инструмента поддержки качества жизни и насыщения экономики необходимыми денежными ресурсами, как справедливый базовый доход. Мы хотим поддержать семьи с детьми? Протокол блокчейна — нам в помощь. Мы боимся, что средства базового дохода будут направлены не в целевые сферы? Так давайте на уровне технологии запретим на эти средства покупать иностранную валюту, акции иностранных компаний или сигареты, вейпы и алкоголь. Мы можем ограничить потребление средств базового дохода, скажем, исключительно детскими товарами или рецептурными лекарствами (рецепты на блокчейне тоже, кстати, выписываются). Все эти возможности в наших руках. Мы можем контролировать не только объем выплат, но и их целевое назначение. Деньги могут иметь столько «цветов», сколько нам как государству потребуется.

Но, при всей привлекательности цифровых рублей, это далеко еще не все возможности, которые открывает нам данный платежный инструмент.

Используя преимущества цифрового рубля, мы наконец-то сможем осуществить управляемую целевую эмиссию денежной массы для проектной модернизации нашей экономики и целевого развития инфраструктуры.

Напомню, эмиссия — это важнейшая функция центральных банков суверенных стран. По большому счету, суверенитет государства во многом определяется тем, насколько независимая в стране эмиссионная политика.

Нам часто говорят, еще с конца 80-х, что «печатный станок» — это плохо, что это путь к инфляции и т.д. Все это так, но при одном существенном условии: если экономика не работает. К счастью, сейчас наша экономика развивается, несмотря ни на санкционное давление, ни на сложную макроэкономическую конъюнктуру. И часто ее развитию мешает как раз недостаток денежной массы. Как говорят многие специалисты, масштаб нашей современной экономики, а также перспективы ее возможного экономического роста или даже прорыва требуют увеличения объема денежной массы в полтора-два раза.

И здесь как раз нам и нужно вспомнить об эмиссии. Объем рублей в стране должен определяться не объемом экспортной выручки (которая, кстати, тоже немаленькая), а теми задачами, которые стоят перед нашей страной. Эмитировать необходимые объемы российских рублей есть наше суверенное право как независимой экономической системы и обязанность как социального государства. Ограничивать данное право — значит признавать отказ России от независимой финансовой политики. Здесь мы и вспоминаем про финансовый суверенитет и возможности, которые открываются при осуществлении самостоятельной эмиссионной политики.

Напомню, что нам сейчас в России совершенно необходимо решать целый комплекс задач долгосрочного экономического развития, включая обеспечение импортонезависимости по целому ряду отраслей, расширение логистических возможностей, в том числе модернизацию Восточного полигона, Северного морского пути и коридора «Север — Юг». Сюда можно добавить еще обеспечение выполнения социальных обязательств государства, стимулирование внутреннего спроса, развитие науки и образования и многое другое.

На все эти важнейшие направления развития требуются финансовые ресурсы. В связи с этим мы говорим: если у нас есть экономические задачи, то давайте для обеспечения их решения используем эмиссионный инструмент финансирования.

Целевая (под конкретные задачи) эмиссия работает по схеме: деньги в обмен на материальные активы. По сути, мы инвестируем эмиссионные объемы в реальные финансовые ценности. «Печатая» деньги, мы увеличивает собственную экономику. И не надо говорить об инфляции. Где здесь инфляция, если на выпущенные рубли мы получаем новые активы, новые производства, новые экономические возможности?

Определять самостоятельно приоритеты, обеспечить их финансированием и заставить созданное работать на страну — это и есть независимая финансовая политика. А еще это суть стратегическое планирование и шаг к реальному социализму.

И здесь мы должны вспомнить про цифровой рубль и блокчейн. Дело в том, что технологически целевая эмиссия прекрасно реализуется именно через данные инструменты. Мы же не хотим, чтобы эмитированные рубли «осели» бы в коммерческих банках или ушли за рубеж. Мы хотим, чтобы каждый рубль направлялся бы на целевые приоритеты, и никак иначе.

Мы в Государственной думе (в том числе и ваш покорный слуга) неоднократно спрашивали председателя нашего Центробанка Эльвиру Набиуллину о том, как она относится к целевой эмиссии. Ответы всегда сводились к тому, что мы, типа, не можем четко и ответственно проконтролировать целевое использование эмиссионных ресурсов.

С появлением цифрового рубля данное противоречие исчезает. Блокчейн позволяет нам «окрасить» деньги настолько ярко, что мимо цели они пройти уже никак не смогут. Таким образом, именно сейчас становится актуальным вопрос: а готов ли наш Центробанк к независимой финансовой политике? Если готов, то давайте начинать целевую эмиссию. Экономика ждать не любит.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.