Птица в двигателе президентского самолета: «Может работать как пуля или снаряд»

Президент Владимир Путин 9 февраля на встрече с представителями отрасли по случаю 100-летия гражданской авиации РФ, поделился личными историями, связанными с рискованными полетами. Однажды в двигатель президентского самолета попала птица, и он заглох. Борт №1 совершил вынужденную посадку на промежуточном аэродроме. О том, какие риски несут птицы на пути самолета, рассказал «МК» Заслуженный пилот СССР, советник председателя Профсоюза летного состава России по безопасности полетов Олег Смирнов.

Фото: pixabay.com

— В мировой практике попадание птиц при полетах самолетов, к сожалению, уже стало обыденным явлением, — говорит Олег Смирнов, кто был в Советском Союзе самым молодым заместителем министра гражданской авиации. — Птицы летают по установленным маршрутам уже миллионы лет. Нам надо продумывать меры, как грамотно эти маршруты обходить. И предпринимать технические меры, чтобы отпугивать птиц. Все это делается, но без особого эффекта. Если посмотреть мировую статистику, то случаи столкновения самолетов всех типов с птицами случаются чуть ли не ежедневно. Мы — не исключение.

Тот пример, который привел президент, лишний раз доказывает, что проблема остается, и с ней надо работать. В то же время это говорит о том, что наши пилоты хорошо подготовлены к действиям в таких ситуациях. Их этом обучают. Они отрабатывают на тренажерах отказ двигателя, посадку с двумя отказавшими двигателями.

— Существует ведь возможность лететь дальше на одном двигателе.

— Отказ двигателя — это обычное явление. По всем существующим международным документам, и нашим национальным, самолеты конструируют таким образом, чтобы при отказе одного из двух двигателей, самолет мог дальше выполнять все функции, которые он выполнял до отказа. Если на самолете — четыре двигателя, при отказе одного из них, самолет должен плавно снижаться, не теряя летной способности. И произвести безопасную посадку.

— В вашей практике были подобные случаи?  

— Конечно. У любого командира корабля, который отлетал не один десяток лет, были подобные случаи. У каждого — со своими последствиями. Я однажды в Прибалтике при посадке в аэропорту Таллина почувствовал мощнейший удар с правой стороны самолета. Ту-134 аж вздрогнул. Я отключил автопилот, взял управление на себя, мы благополучно произвели посадку. Когда стали заруливать на стоянку, техники, которые нас встречали, стали показывать жестами на правое крыло. Там уже стал собираться технический персонал. Когда вышел из самолета, увидел пробитое ребро крыла самолета, откуда свисает длинная шея птицы, похожей на гуся. А это ведь — прочнейшая конструкция. А мощная птица ее пробила. Эстонские соответствующие структуры предъявили мне претензию из-за того, что погибла очень редкая перелетная птица. Конечно, потом разобрались, с меня сняли все обвинения.  

Заслуженный пилот говорит, если бы эта крупная птица попала в двигатель самолета, последствия были бы значительными.

— Хотя и небольшая птица может принести колоссальный ущерб. Здесь нужно смотреть на кинетическую энергию, которая складывается из скорости птички, ее массы и скорости самолета. Эти скорости складываются, получается большая кинетическая энергия. Это птичка работает, как пуля или как снаряд. Она может пробить все что угодно. Когда птица попадает в двигатель, это приводит к его отказу. Есть еще и более худший вариант, когда из-за попадания птицы, отрываются лопатки двигателя, которые движутся с громадной скоростью. И эти оторвавшиеся лопатки пробивают топливные системы, откуда начинает хлестать керосин, происходит воспламенение. И таких случаев — немало.

— Какие меры надо предпринять?  

— Я ориентируюсь на существующие мировые авиационные правила — правила ИКАО, и наши национальные авиационные правила. Плюс на тот опыт, который имею. Я работал в трех союзных республиках — в Казахстане, Латвии, Эстонии. Там — разные птицы. В Прибалтике, например, из-за близости к морю — засилье чаек. И везде приходилось предпринимать очень серьезные меры по недопущению этих случаев. 

(Олег Михайлович освоил все национальные языки, где работал. Что существенно помогало взаимодействовать с местным руководством и коллективом. — Авт.)

— Например, мы устанавливали недешевое оборудование. Проводили вдоль всей взлетно-посадочной полосы кабели, устанавливали аппарату, которая, по рекомендации ученых, распространяла усиленные звуки чаек, которые якобы передавали тревогу. В первое время птицы действительно при этих звуках разлетались. Но потом, наоборот, стали воспринимать эти звуки, как призыв собраться. Это мировая проблема, наука сейчас плотно занимается ее решением.

Но, самое главное, по мнению эксперта, надо сейчас решить вопрос с мусорными свалками вблизи аэропортов, где кормится несчетное количество птиц. Эти пернатые представляют большую угрозу для заходящих на посадку самолетов. (На больших высотах птицы, как правило, не летают).  

— Существующими правилами категорически запрещается размещать мусорные свалки около аэропортов. Но реальный анализ показывает, что у нас есть немало аэропортов, вблизи которых, по одобрению местных властей, базируются мусорные полигон. Этот вопрос надо решить, причем немедленно. Надо, чтобы на высшем уровне был подписан соответствующий документ. С понедельника — все, закрыть все свалки около аэропортов, потому что это — безопасность полетов. Надо думать не о безопасности птиц, а о безопасности людей.

Олег Михайлович вспоминает случай трехлетней давности, когда самолет Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии» вскоре после вылета из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек.

— Птицы попали сразу в оба двигателя, самолет практически лишился тяги, командир Дамир Юсупов смог посадить его на кукурузное поле. Все пассажиры и экипаж остались живы. Надо не терять бдительности. Быть готовым, что птица может появиться перед самолетом в любое время года. У нас есть специальные программы, направленные на борьбу с рисками попадания птиц на маршруте самолета. Нужно быть готовым их выполнять.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.