В Госдуму опять внесли законопроект о том, чтобы маткапитал можно было тратить на покупку автомобиля. На этот раз проект на имя Володина направила депутат Останина. Речь в нем идет о том, чтобы родители, родившие или усыновившие троих или более детей, а также родители инвалидов могли расходовать маткапитал на продукцию отечественного автопрома. При этом есть ряд ограничений, сужающих поле применения закона.
Фото: globallookpress.com
Глава «женского» комитета, как его называют в ГД (комитет по вопросам семьи, женщин и детей) пишет, что приобретаемый такой семьей автомобиль должен быть непременно новым, то есть не стоять на регистрационном учете, и произведенной на территории РФ. Посадочных мест — не более 8, носитель капитала (обычно это мама) оформляет автомобиль на себя. Как быть мамам девяти и более детей, в пояснительной записке не сообщается.
Тема «автомобиль за маткапитал» уже вызывает эффект дежа вю. Как подсчитал «МК», это пятая попытка внесения подобного закона. Похожие проекты предлагались к рассмотрению в парламенте в 2009, 2011 и 2014-ом. «Крайняя» инициатива — от Яны Лантратовой в июле 2022 года. Перед этим еще провели опрос, в котором 52% женщин и 49% мужчин (из 1600 опрошенных) поддержали идею. Потом, правда, оказалось, что в регионах такая практика, как машина на маткапитал, давно существует. А с ограничениями, прописанными в проекте, в реальности купить что-либо на четырех колесах маловероятно.
Во-первых, полностью на машину не хватит денег. Да, маткапитал повышают и расширяют, но цены на «средство передвижения» растут опережающими темпами. Особенно последний год, из-за санкций. Расчет маткапитала дело заковыристое. Судя по справке с официального портала, больше всего котируются вторые и третьи дети, рожденные после 2020 года. Но даже если произвести на свет тройню в самые выигрышные годы, получишь на руки чуть более двух миллионов рублей.
— Цены на популярные модели, которые в прошлом году скакнули в 2-3 раза, после нового года поднялись на 30-50%, – говорит менеджер автосалона Евгений. – «Голые» комплектации у корейцев и китайцев идут выше 1,5 миллионов. А чаще всего, больше двух. Еще до Нового года, некоторые на маткапитал могли бы, наверное, взять отечественную марку эконом-класса. А сейчас и это под вопросом. Теоретически, можно найти самый простой автомобиль в комплектации «комфорт» за 1,5 миллиона. Практически, все размели и ничего нет у дилеров, и на производстве. Возможно, решением было бы то, если бы им разрешили покупать машину с пробегом, они есть.
— Кроме того, ранее в аналогичном законопроекте о маткапитале был список разрешенных к покупке марок машин, еще сужающий возможности приобретателя, – говорит юрист в области финансов Станислав Попов. – И был также определенный список банков. Поскольку подобные программы давно работают или работали в ряде российских регионов: в Калининградской и Ростовской областях, Саха-Якутии, в Бурятии и др., накопился и опыт. Он показывает, что автодилеры сотрудничают со своими банками и могут отказаться иметь дело с какими-то другими. Еще помню, что в более ранних проектах подобных законов литраж двигателя ограничивали. Вот скажите, зачем многодетной семье или семье с инвалидом малолитражка? Им большая машина нужна, а большая – значит, мощная.
Также эксперты высказывают опасения, что покупка авто за материнские средства может стать новой возможностью для мошенников, промышляющих «обналичиванием» маткапитала. Хотя вроде бы меры предусмотрены — автомобиль нельзя продавать 3 года после покупки. Но, когда разрешили вкладывать маткапитал в приобретение квартир, домов и земли, тут же появились обобранные черными риелторами семьи. Хотя казалось, что также в законе все предусмотрено.
Поэтому часть экономистов и общественных деятелей выступают против распыления средств материнского (семейного) капитала. Мол, задумывали его ради образования для детей, лечения или пенсии для мам, так и должно быть. Другие указывают на то, что и до расширения списка использования, люди находили возможности «обналичить» госвыплату. И легальная ипотека или расходование «материнской платы» на покрытие квартплаты — хорошо. А вот «зайдет» ли семьям покупка авто за маткапитал, покажет время. Притом, что вообще программа материнского (семейного) капитала в России заявлена до 2026 года.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.