Россиянка 53-х лет, проживающая в США, устроилась стюардессой в одну из лучших авиакомпаний страны. «О, на пенсию выйду, тоже пойду!» — реагирует соотечественница этого же возраста, работающая в Нью-Йорке. Удивляются сверстники лишь по эту сторону океана: у нас в такие годы не то, что в авиацию, даже бумажки перекладывать не возьмут.
Как попасть в стюардессы, когда тебе перевалило за полвека, мы выяснили у нее самой.
Пока наша соотечественница не начала работу в воздухе, называть себя и авиакомпанию она не может, но в общих чертах процедуру трудоустройства описала. Трудилась бухгалтером в торговой сети, увидела объявление на сайте авиакомпании, отправила резюме, в ответ пригласили на собеседование.
— Не удивились там твоему возрасту?
— Чему тут удивляться, в США до сих пор летает 86-летняя стюардесса, а средний возраст бортпроводниц 46 лет. Отбор я прошла, сейчас на тренингах. Из 150 человек в моем классе примерно 20% 50-60 лет, около 40% — 35-40 лет, до 35 единицы. На возраст не смотрят, это не главное.
— А что главное? По каким критериям отбор проходил?
— Надо быть в состоянии поднять тяжести, дотянуться до определённой метки на двери и уместиться на сиденье для стюардессы.
— А опыт работы? А медкомиссия?!
— Медкомиссии нет. Только ковид-вакцину надо, но можно отвод сделать. Еще на некоторых направлениях могут потребоваться прививки от местных заболеваний. Опыт не нужен, всему научат на 6-недельных курсах. Занимаемся очень интенсивно: 6 дней в неделю по 12 с лишним часов. Изучаем устройство лайнера, оказание медпомощи, обеспечение безопасности, действия в экстренных ситуациях, эвакуацию с борта за несколько минут и психологию – как убедить, как успокоить и т.д.
Поскольку такое я слышу впервые, то невольно начинаю мучиться сомнениями:
— А тренинг этот платный? Есть гарантия, что по его окончании ты получишь работу? Или просто корочку выпишут – и летай, где хочешь?
— Тренинг бесплатный, только для прошедших отбор. По окончании экзамены. Кто сдаст, приступает к работе в воздухе.
— И сколько ты будешь получать?
— В прошлом году начинающим бортпроводникам платили $32 тысячи в год (около 200 тыс руб в месяц – авт.) плюс бонусы, в этом году добавили еще 5%.
На сайте авиакомпании и впрямь от 15 февраля сообщение о прибавке к жалованью: с 1 апреля перевозчик намерен «снова инвестировать в своих сотрудников, прибавив 5% к зарплате каждого – от пилотов и бортпроводников до наземного персонала».
— Они не реже двух раз в год зарплаты повышают на 4-5%, — радуется новоиспеченная стюардесса. – А опытные стюардессы зарабатывают полмиллиона в месяц, если на рубли.
Согласно американским рейтингам, этот авиаперевозчик действительно лидирует в отрасли по «гуманитарным ценностям» — по уважению к сотрудникам и соискателям, размеру и регулярному повышению оплаты труда, социальной ответственности и способности привлекать заинтересованных людей и развивать их способности. «Это заслуженное повышение — прямой результат ваших усилий, — комментирует очередное денежное поощрение гендиректор. – Наши сотрудники — лучшие в своем бизнесе, только благодаря вам мы взмываем в небеса за лучшим будущим!»
Однако такой милой эта авиакомпания была не всегда. По словам нашей соотечественницы, в качестве анти-примера тут хранят свое же объявление о найме стюардесс от 1965-го года: «Требуются незамужние и прежде не бывшие замужем девушки от 20 до 26 лет с мировыми стандартами фигуры, длинными прямыми ногами, ровными зубами, сияющей гладкой кожей и отменным здоровьем. Успешная кандидатка должна понимать, что не сможет выйти замуж до пенсии, на которую выйдет в 30-32 года, когда с замужеством уже могут быть серьезные проблемы».
— Сейчас бы они вмиг обанкротились после такого объявления, — говорит наша соотечественница. – Описывают женщину, как лошадь! А комментарии о сложностях с замужеством после 30 вообще за гранью!
Ну ничего, зато сейчас главное — уместиться на сиденье. А в стюардессы в ряде авиакомпаний берут аж до 80 лет. 86-летняя Бетт Нэш из Бостона попала в Книгу рекордов Гиннесса как «самая старая стюардесса в мире».
— Бетт пришла к нам 65 лет назад, в 1957-м, — рассказывают в офисе национального авиаперевозчика, прославившегося возрастной бортпроводницей. – Летать она будет, сколько ей самой позволят силы, здоровье и желание.
— А если бы она к вам в 80 пришла?
— До 80 еще взяли бы, а после уже нет. После 80 уже тяжело воспринимается обучение. А кто уже обучен, может и на 9-м десятке спокойно летать.
Пассажиры обожают «свою Бетт», а некоторые даже нарочно берут билеты на рейс Нью-Йорк-Бостон-Вашингтон, на котором она сейчас работает, чтобы с ней поболтать. А у нас труд стюардесс всегда относился к «профессиям повышенного риска для здоровья».
— Я летала в последние годы Советского Союза, — рассказывает экс-бортпроводница. – Поэтому на пенсию вышла не до 40, как было в начале 80-х, а в 49. Но в последние 7 лет меня списали на землю – в наземный персонал. Сейчас мне 58, пенсия 10500 руб.
— Заработок и пенсия российских бортпроводников зависят от рейтинга авиалиний, где они трудятся, — делится бывший бортпроводник. – Еще от трудового стажа, почасового налета, от типа рейсов, которые обслуживаешь, от знания английского. У некоторых авиакомпаний свои требования. Если взять нашего нацперевозчика, то сразу после обучения зарплата бортпроводника 15-20 тыс. руб, а с опытом может доходить до 100 тыс руб в месяц. Средний месячный оклад 40-55 тыс. руб. Пенсия же зависит от стажа и величины страховых взносов. В среднем 20-25 тыс. руб. Бортпроводники имеют право на досрочную пенсию: женщины в 45, если пролетали не менее 7 лет и 6 месяцев, мужчины в 50, если отработали в воздухе 10 лет.
Что же требуется от россиянок, чтобы стать стюардессами этой самой отечественной авиакомпании? «Девушка 18-27 лет, рост от 165 см с привлекательной внешностью и свободным английским. Требуется хорошее здоровье, отсутствие заболеваний в хронической форме и аллергических реакций (проводится медосвидетельствование), приятная дикция и хорошо поставленная речь… Успешная кандидатка не должна иметь каких-либо внешних дефектов кожи и татуировок на теле». При наличии вакантных мест авиакомпания объявляет конкурс, соискатели места бортпроводника проходят собеседование и медосмотр. Успешно их прошедших направляют на курсы от авиакомпании, по окончании которых экзамены. Сдавшие их отрабатывают 30 часов в воздухе в качестве стажеров под руководством инструктора, после чего допускаются к самостоятельной работе. В описании успешной кандидатуры в стюардессы «как лошади» российский работодатель ничего зазорного не видит:
— Здоровые, красивые, молодые женщины способствуют душевному спокойствию пассажира.
И при таких вот требованиях звездные авиапассажирки умудряются в своих блогах называть российских стюардесс «неповоротливыми телами, которые в случае чего заблокируют проход». А авиадебоширы их кусают, как недавно нетрезвая пассажирка рейса Ставрополь-Москва, которой бортпроводники помешали курить. Ну как в таких условиях «стюардессить» до 80? И вообще не опасно ли женщине после 50 работать в воздухе? И для нее самой, и для пассажиров?
— В советское время требования по здоровью к стюардессам были очень жесткие, почти как к пилотам, — вспоминает бывший член медкомиссии в гражданской авиации. – С бронхиальной астмой, давлением выше и ниже нормы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, дисфункцией щитовидки, варикозом, аллергией, миопией комиссию было не пройти. Плюс всякие сложные стресс-тесты. А всякие сбои в здоровье чаще проявляются как раз после 50. А тут все время на ногах, смена часовых поясов, эмоциональное и физическое утомление, перепады высоты и давления – организм женщины 50+ может повести себя непредсказуемо. За возрастных стюардесс только гинекологи и психиатры. Первые не рекомендуют женщинам идти в стюардессы до родов: перегрузки, получаемые женским организмом при работе в воздухе, часто потом мешают нормально выносить ребенка. А вторые отмечают, что «списанные на землю» бортпроводницы чаще страдают от тяжелых депрессий, так как им сложно встроиться в земную жизнь.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.