Минсельхоз добьется снижения импортных пошлин на помидоры и огурцы, если цены на эти сверхвостребованные россиянами овощи продолжат расти. Об этом договорились участники совещания, которое состоялось в ведомстве Дмитрия Патрушева 15 февраля. Опрошенные «МК» эксперты разошлись во взглядах на инициативу аграрных властей: одни считают ее исключительно полезной, другие видят в ней, прежде всего, угрозу для отечественных производителей.
Фото: Лилия Шарловская
К началу последнего месяца зимы помидоры и огурцы начали дорожать ударными темпами. Что, с одной стороны, логично – фактора сезонности для этих продуктов никто не отменял. А с другой – сразу возникли опасения повторения прошлогодней овощной аномалии, когда подорожание составляло десятки процентов в месяц.
Пока до этого до не дошло, но цифры роста стоимости настораживают. По данным Минсельхоза, оптовые цены на огурцы в начале февраля достигли 133,8 рубля за килограмм – это на 15,3% больше, чем в прошлом году. Помидоры подорожали в среднем до 125,9 рубля (на 11,8%). За одну только неделю с 7 по 13 февраля огурцы прибавили в стоимости 6,2%, томаты – 4,1%. Что касается величины импортной пошлины на эти два вида овощей, она сейчас варьируется в пределах 10-15% (но не менее €0,08-053 за килограмм).
В арсенале у Минсельхоза есть еще как минимум один рычаг воздействия на ценовую конъюнктуру, связанную с помидорами: увеличение беспошлинной квоты на их ввоз из Турции. С начала действия этой меры в 2017 году по 12 февраля текущего года в Россию оттуда поступило 315,6 тысячи тонн томатов – 90,2% от объема установленной квоты. Когда она будет выработана полностью, можно будет рассмотреть вопрос ее повышения, считают в ведомстве.
Подорожание помидоров и огурцов (как российских, так и импортных) в зимний период обусловлено природными факторами: в январе в теплицы поступает очень мало солнца, и процесс созревания проходит медленнее. В свою очередь, это сказывается на уровне производства и затратах поставщиков. Кроме того, цены растут по причине удорожания электроэнергии для тепличных комплексов, газа и логистики.
Вместе с тем, если говорить об огурцах, самообеспеченность по ним достигает 95% (в прошлом году было произведено 890 тысяч тонн), небольшие объемы приходят только из Китая – для регионов Дальнего Востока, а также из Белоруссии. С томатами иная картина: ими Россия самообеспечена только на 62%, остальные объемы закупаются в КНР, Турции, Азербайджане, Грузии, Сербии, Северной Македонии. В 2022 году поставки резко сократились по сравнению с 2021 годом, например, из Китая – в 1,4 раза, из Турции – в два. На розничных ценах в России это тут же отразилось.
«В ситуации, когда цены внутри страны растут слишком быстро, снижение импортных пошлин является вполне закономерным решением, — поясняет главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун. – Эта мера позволяет хотя бы на время снять остроту проблемы. Весной ее можно будет отменить, поскольку на рынок поступит больше отечественной продукции. Зимой собственные овощи открытого грунта влетают нам в копеечку, в первую очередь, из-за погодных условий. Соответственно, растет доля импорта, который дешевле».
Понятно, рассуждает Узан, что российские аграрии в основной своей массе заинтересованы в сохранении текущих ввозных пошлин. Они вложили в производство немало средств, и теперь им нужно во что бы то ни стало продать свой товар, который порой уступает по качеству импортному, зато неизменно превосходит в цене. Однако не надо забывать и о рядовых потребителях: их доходы падают, жизнь становится все тяжелее, а им приходится переплачивать зимой за овощи, помимо всего прочего.
«Решение требует взвешенного подхода, глубокого анализа рынка и возможностей российских производителей обеспечить его потребности в огурцах, томатах и других овощах, — говорит доктор экономических наук, специалист по аграрным вопросам Дмитрий Валигурский. — Нельзя действовать с бухты-барахты, по принципу: раз цены растут, давайте снизим импортные пошлины. Этот шаг приведет к долговременным негативным последствиям — падению спроса на отечественную продукцию, сокращению в стране налоговой базы, числа рабочих мест, созданию и закреплению неравноправных условий для отечественных и иностранных производителей. В пользу последних, разумеется».
В зимний период запасы отечественных овощей быстро исчерпываются, и цены в любом случае растут в пределах 10%. Как напоминает Валигурский, это связано с неизменно высокой зависимостью от импорта: сырье, фасовочные линии, оборудование по упаковке тары – все приходится закупать за границей, в основном в «дружественных» странах. Дорожают логистика, услуги по доставке товара.
«Цена всегда определяется балансом спроса и предложения, — отмечает зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. — На данный момент на рынке преобладает повышательная ценовая динамика, по ряду причин: это сезонность, рост тарифов на электроэнергию, объемы предложения. Но буквально через неделю начнется массовое плодоношение в теплицах без искусственного света. Предложение увеличится, цены начнут снижаться, и необходимость в корректировке импортных пошлин отпадет».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.