Прошел почти год с момента введения масштабных антироссийских санкций. Отразились они и на строительстве. Из чего сейчас строятся «импортозамещенные» квартиры, выяснял «МК».
Фото: Геннадий Черкасов
Проблема зависимости российской строительной отрасли от импорта была осознана еще несколько лет назад, до введения санкций 2022 года. Более того, заявляли о ее решении «в общих чертах».
Так, в 2018 году замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов отмечал, что и по базовым, и по отделочным материалам страна может полностью себя обеспечить. А по словам совладельца одного из крупных производителей стройматериалов Сергея Колесникова, дефицит наблюдался лишь по сантехнике и ряду отделочных материалов.
Девизом этого совсем недавнего времени, когда импортозамещение осознавалось, но не было еще насущно важным, может служить фраза, сказанная почти пять лет назад Денисом Соколовым, руководителем департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield. «Речь уже не идет об импортозамещении для отдельных товаров и услуг, — сказал тогда эксперт. — Всё, что надо, заместили, а что не заместили – значит, не нужно».
Вот уже почти год как этот вопрос перешел в сугубо практическую плоскость: импортозамещение, в том числе в строительстве, держит экзамен на прочность. И, судя по тому, что стройки не останавливаются, в целом этот экзамен выдерживает. Правда, не без обычного в наших условиях элемента социального расслоения.
«В сегменте высокобюджетной недвижимости доля импорта может достигать 50% от общей стоимости строительно-монтажных работ», — отмечал в мае прошлого года, оценивая эффект санкций, Юрий Неманежин, управляющий партнер девелоперской компании. По его словам, импортозависимыми остались лифты, инженерные системы, меблировка, отделочные материалы.
За прошедшие с тех пор месяцы российские застройщики наладили альтернативные поставки — и не только по параллельному импорту, но и с заменой европейских брендов на турецкие, китайские, индийские. Иными словами, отсутствия тех или иных позиций — так, чтобы стройка из-за этого встала — не наблюдается. Однако сохраняется (а в 2023 году даже усугубляется) проблема стоимости материалов и оборудования.
Поэтому застройщики ведут борьбу за исключение «валютных» компонентов: еще год назад лишь в элит-классе доля импортных материалов составляла до 50%, тогда как в бизнес-классе импорта было всего 30, а в массовом жилье не более 10%. И дело, похоже, идет к тому, что импортные материалы станут, как это было в СССР с «чешскими унитазами», атрибутом лишь самого «непростого» жилья — хотя ведь и «простенькое», если мы говорим о Москве, продолжает стоить много миллионов рублей за квартиру.
Грубая база
По состоянию на середину прошлого года, более 20% листового стекла, применявшегося в строительства, приходилось на импорт, аналогичная ситуация сложилась и с некоторыми видами облицовки фасадов. Остальные материалы импортировались всего на 5% (и уже в прошлом году фиксировалась тенденция к их сокращению).
Тем не менее, некоторые представители застройщиков и подрядчиков минувшей осенью утверждали, что «кирпич, герметик, монтажная пена, саморезы на 100 процентов импортные».
Фото: АГН «Москва»
Куда проще оказалось дело с сухими смесями: они производились и производятся не только под западными, но и под российскими марками, поэтому здесь дело ограничилось лишь переделом рынка.
— Русские смеси в целом нормальные, особой разницы потребитель не почувствует, — рассказал «МК» Артем Шакиров, подрядчик, работающий на строительстве коттеджей. — Есть, конечно, нюансы в смысле удобства работы, настоящий герметик или клей лучше разводится, более однородный по составу. Но это вопрос удобства работы, качество будет то же самое, если не нарушать технологию.
Проблемы проявились, однако, на следующем технологическом уровне: с Запада импортировались многие компоненты для производства отделочных материалов. В частности, по данным первого полугодия 2022 года в списке импортируемых были диоксид титана, стабилизаторы ударопрочности, аддитивы, компоненты для монтажной пены и высокоочищенный мел для оконных профилей. А также уплотнители, герметики и ламинирующие пленки.
По словам исполнительного директора Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ) Антона Солона, не до конца решены вопросы импортозамещения по базовым ингредиентам стройматериалов, от которых зависят «важные технические характеристики и свойства продукции, к которым привыкли потребители». По словам эксперта, при нынешней ситуации уже через год начнутся трудности с производством цемента, газобетона и других базовых материалов, а не только отделочных.
— В производстве кровельных элементов действительно присутствуют импортные составы, речь идет прежде всего о покрытии, — рассказала «МК» представитель одного из крупных изготовителей кровель в России. — На ближайшие месяцы проблем с этими составами нет, проще говоря, есть хорошие запасы. Ведем и работу по локализации производства, но новые поставщики потребуют экспериментальной проверки, чтобы гарантировать защиту для кровель. Поэтому рекомендую не ждать и покупать сейчас проверенные материалы.
Для отделки
В отделочных материалах прогресс в плане импортозамещения оказался особенно ощутимым. Так, с 2017 года были построены несколько заводов по производству монтажной пены (тогда на 80% этот рынок принадлежал зарубежным производителям). Зависимость в 30 — 70% фиксировалась в производстве кровельной ПВХ-мембраны, полимерной теплоизоляции, лицевого клинкерного кирпича, стекла, строительной химии, монтажной пены.
Оконные профили — а пластиковые окна, как наиболее теплоэффективные, стали у нас действительно народным товаром — оказались в первоочередном списке для импортозамещения. Как и во многих других отраслях, это производство считалось по большей части локализованным, однако ключевые звенья технологической цепочки оставались импортными.
За прошлый год, однако, к заводу по производству установок для изготовления окон в Санкт-Петербурге добавилась еще одна площадка в Орловской области — она специализируется на комплектующих и фурнитуре. Аналогичные процессы происходят и с другими составляющими — например, открыты новые заводы по выпуску параформальдегида, необходимого для лакокрасочных покрытий стен и полов.
— Пробовал отечественные профили последних месяцев выпуска, импортозамещенные, — рассказал «МК» Антон Шальнов, мастер по установке окон. — Сами профили — совершенно обычные, не думаю, что чем-то должны отличаться. Уплотнения поставили китайские, они, откровенно говоря, не внушают особого доверия. А вот фурнитура — похуже той европейской, что ставилась в 2000-е годы, но лучше, чем импорт последних лет. Жить можно.
Как ни странно, одним из секторов, где дефицит почувствовали по-настоящему, оказались детские площадки — их часто монтируют как элемент благоустройства при постройки жилых домов. Привычные для домов бизнес- и элит-класса европейские площадки (прежде всего французского производства) оказались недоступными. Впрочем, особенной проблемы здесь нет — выбор широк и среди отечественных производителей.
— Детские площадки отличаются не столько качеством, сколько «необычностью», — рассказал «МК» Анатолий, председатель правления одного из московских ТСЖ, недавно обновлявший такую площадку около дома. — В богатых домах есть запрос на то, чтобы площадка была модная, непохожая на обычные дворовые. Не только качели, карусели и горка, но сложные «паутинные» структуры всякие. Не крашеный металл, а нержавейка. Не пластик, а фанера, и так далее. Я искал, и оказалось, что этот люкс есть и от наших производителей. Просто он у них есть в каталогах, а в натуре такого никто не видел, потому что город это не заказывает.
Техника и сантехника
Одной из самых «недоимпортозамещенных» сфер в строительстве остается высокотехнологичное оборудование — прежде всего это лифтовое хозяйство, инженерные системы, телекоммуникации. Доля импорта, по данным ряда девелоперов, здесь еще недавно превышала 80% — правда, поставки в основном шли из ближнего зарубежья, так что резкого разрыва не произошло и в 2022 году.
Фото: АГН «Москва»
Чаще других говорят о проблемах в импортозамещении лифтового оборудования. Однако в этой сфере за минувший год произошел рывок — ряд отечественных заводов освоил, в партнерстве с компаниями из дружественных стран, большую часть номенклатуры. В том числе речь идет о высокоскоростных лифтах. Остались пока что и варианты импорта — так, московские девелоперы работают с брендами из Китая и Южной Кореи.
— Проблема единственная — в недоверии потребителя, — рассказал «МК» сотрудник инженерного подразделения крупной девелоперской компании. — Если в высотном доме будут лифты с отечественными шильдиками, покупатель может уйти. Считается, что скоростные лифты наши делать не умеют. Хотя это не так — единственная проблема, которая есть со скоростными лифтами, касается обслуживания. Так что я бы скорее боялся импортных лифтов прежних лет выпуска — на них запчасти сейчас будет доставать сложнее.
Есть сектор рынка, где Россия практически не представлена до сих пор — это сантехника. Еще несколько лет назад рынок был поделен между европейскими (премиум) и китайскими (стандарт, эконом) производителями. Сейчас европейцев, ушедших с рынка, заменяют производители из КНР, имеющие в своих линейках и премиум-модели, а также бренды из Турции и Индии.
— Индийскую сантехнику еще не пробовал, — рассказывает «МК» подрядчик Артем Шакиров. — По китайской скажу, что работать с ней можно, но нужно понимать технические характеристики полностью, а не только то, что указано в информации интернет-магазина. Знать, например, материалы, из которых она сделана, знать про резьбу для кранов — удастся ли потом заменить, если что. Турецкие смесители, знаю, отличаются особо вычурным внешним видом, так что заменят «Италию». Качество лучше дешевого Китая, но хуже дорогого.ъ
Фото: АГН «Москва»
Однако дополнительным стрессовым фактором остается цена вопроса. Цены на сантехническое оборудование выросли, и теперь тот же турецкий товар может стоить примерно столько же, сколько в «доковидные» времена стоили немецкие и итальянские модели. И придется брать, потому что аналогов нет.
Наконец, почти полностью перекроился из-за санкций рынок компонентов для «умного дома». Застройщики премиум-недвижимости, ранее предпочитавшие «фирменные» западные компоненты, сейчас практически полностью осуществился переход на китайские аналоги — они были известны на рынке и раньше, поскольку продавались в строительных супермаркетах для самостоятельного оснащения дома.
— Здесь в целом мало что изменилось по существу, поскольку и европейские марки производили такие компоненты прежде всего в Китае, — рассказал «МК» Михаил Цветов, электрик с опытом установки систем «умного дома». — Единственное, настроить оборудование будет сложнее: китайцы славятся плохими консолями управления, достаточно сравнить «фирменные» и китайские WiFi-роутеры.
Что же делать?
В мае прошлого года уже в общих чертах были описаны новые схемы поставок компонентов — материалы должны были идти (и пошли в итоге) через СНГ, арабские страны, Индию, КНР, даже Африку. Это работало в течение нескольких месяцев «слабого» доллара, по официальному курсу ЦБ. Однако сейчас, когда тенденция к росту валют к рублю вернулась, параллельный импорт перестает вписываться в экономику проектов, говорят застройщики.
К счастью, сейчас ослаблено законодательное регулирование в части замены компонентов на доступные аналоги — это было сделано постановлением правительства России от 19 апреля прошлого года №701. Был также создан каталог импортозамещения, который вот-вот должен вступить в силу как официальный документ.
«Мы договорились с Министерством строительства и ЖКХ РФ, что каталог будет утвержден в качестве обязательного к применению при рассмотрении органами госэкспертизы», — сообщил в ноябре прошлого года вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз. Применение этого каталога дает возможность заменять компоненты на более доступные в России, не проводя переутверждения проектной документации.
Однако сейчас куда важнее оказывается наладить полный цикл производства стройматериалов в России — иными словами, расшить те узкие места в технологиях, из-за которых импортозависимость сохраняется. Для этого же потребуется возрождать весь научно-промышленный комплекс — начиная от строительной химии, производства электронных компонентов и станкостроения. Возможно, в этом поможет программа обновления технологий для ВПК — если (когда) у оборонки найдутся ресурсы для гражданских проектов.
Но другого пути все равно нет — уже через год-другой, как говорят опрошенные «МК» представители застройщиков, может начаться дефицит строительной техники. И тут без подъема машиностроения в любом случае не обойтись.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.