В российском экспортном трубопроводе «Дружба» не осталось нефти для польских потребителей. Москва прекратила поставки в европейское государство, поскольку Варшава не оплатила импорт «черного золота» за последнюю декаду февраля. Поляки намерены получить недостающие ресурсы из альтернативных источников — от добывающих компаний США и Персидского залива. Правда, заплатить за отказ от сырья из нашей страны придется чуть ли на четверть дороже.
Фото: Global Look Press
Скандал вокруг остановки поставок российской нефти в Польшу по трубопроводу «Дружба» набирает обороты. Игорь Демин, представитель «Транснефти», ответственной за экспорт «черного золота» из нашей страны через сухопутные магистрали, заявил, что госкомпания не получила маршрутные поручения с оплатой заявленных ранее Варшавой объемов углеводородов, поэтому и заблокировала сырьевые краны. Теперь северная ветка «Дружбы», по которой с января этого года отказалась закупать российскую нефть Германия, близка к полной заморозке. В работе осталась только южная линия трубопровода, ведущая по территории Украины в Чехию, Словакию и Венгрию, которым ЕС разрешил продолжить энергетическое сотрудничество с Москвой.
Отношение к российским энергоресурсам, которое в последние два года демонстрирует Варшава, можно назвать довольно странным, если не загадочным. Сначала поляки отказались от поставок «Газпрома», понадеявшись возместить утраченный импорт за счет американского и ближневосточного СПГ, а затем заявили, что в скором времени прекратят закупку и нашей нефти. Второй ультиматум оказался лишь лукавой игрой: в ноябре национальный энергоконцерн Польши Orlen подал заявку «Транснефти» на прокачку по «Дружбе» не менее 3 млн сырья в 2023 году. Другими словами, Варшава заранее забронировала себе место в экспортном трубопроводе, пообещав купить соответствующий объем сырья. Российский вице-премьер Александр Новак назвал тогда сложившуюся ситуацию «театром абсурда».
Отказываясь от российской нефти, Польша, как и в случае с газом, рассчитывает покрыть недостаток топлива за счет сделок с производителями из Штатов и стран Персидского залива. Доля российского «черного золота» в импорте европейского государства составляет всего 10%, так что найти требуемое количество сырья вполне возможно.
Теперь же Варшава намерена убедить своих партнеров по ЕС, что необходимо остановить поставки и по южной ветке «Дружбы», по которой в 2022 году Чехия, Словакия и Венгрия получили более 14 млн тонн российской нефти. Впрочем, такие призывы направлены не на защиту экономических интересов стран континента, а служат меркантильной попыткой получить юридические основания для расторжения действующих контрактов с Россией без штрафных санкций.
По мнению начальника управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрия Александрова, полностью обрубить транзит сырья по северному отрезку «Дружбы» у Польши не получится: помимо сырья из нашей страны, в Европу по этому маршруту поступает нефть из Казахстана, не находящегося под санкциями. Сохранение стабильных политический отношений Астаны с Брюсселем окажется на руку отечественным производителям. Дело в том, что немецкие НПЗ, для которых через северную ветку «Дружбы» поставлялся российский сорт Urals, не могут оперативно перенастроить свои перерабатывающие установки под более легкое казахское сырье Tengiz Light, поэтому обе марки будут смешиваться в транспортной системе «Транснефти», после чего пойдут через Польшу в Германию.
Кроме того, прекращение поставок российской нефти по северной ветке в Польшу не должно затронуть экспорт через южную ветку. «По данным за январь 2023 года объемы поставок через «Дружбу» в Чехию и Венгрию выросли на 6 и 10% соответственно. Транзит в Словакию хотя и снизился, но на незначительные объемы. Южная ветка, остающаяся основным действующим участком «Дружбы», не только не снижает загрузку мощностей, но и наращивает прокачку», — утверждает аналитик TeleTrade Алексей Федоров.
Между тем, разрыв энергетических связей с Москвой явно не пойдет Варшаве на пользу. Польше теперь придется покупать нефть у других стран по рыночной цене, которая превышает $80 за баррель. Российский Urals чаще всего поставлялся в Европу с дисконтом к Brent, который доходил до $20 с каждой «бочки». Кроме того, как объясняет ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, польские НПЗ, как и немецкие перегонные комбинаты, настроены на работу именно с тяжелыми сортами углеводородов из нашей страны. Для полного отказа от Urals Варшаве придется существенно модернизировать свои заводы, на что потребуются значительные инвестиции. За деньгами полякам, судя по всему, придется обратиться к другим странам ЕС, и далеко не факт, что от них последует положительный ответ.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.