У законопроекта о запрете пропаганды бездетности выявился неожиданный побочный эффект

После первого блина комом инициаторы запрета пропаганды идеологии «чайлдфри» зашли на второй круг: в Госдуму внесен обновленный, исправленный проект соответствующего закона. Но есть основания полагать, что и его придется скорректировать. Будучи принятым в нынешнем виде, закон наложит серьезные ограничения на деятельность религиозных организаций, в первую очередь — Русской православной церкви.

Фото: Global Look Press

Законодательная новация представляет собой поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Авторы проекта — Курултай Республики Башкортостан и депутат Госдумы Эльвира Аиткулова. Первая его версия появилась в базе думской электронной базе в сентябре минувшего года.

Тогда он был очень лапидарным. К перечисленным в законе видам запрещенной для распространения среди детей информации предлагалось добавить ту, что пропагандирует «добровольный отказ от рождения детей и идеологию бездетности». Правительственный отзыв на проект был отрицательным, но претензии были не к содержанию, а исключительно к форме: «Законопроектом не определены понятия «добровольный отказ от рождения детей» и «идеология бездетности, что не позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемых законопроектом изменений нормам действующего законодательства».

С этим аргументом согласилась и Дума. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, назначенный ответственным по проекту, предложил его авторам доработать текст с учетом высказанных замечаний. И вот результат. В новой версии «пропаганда добровольного отказа от рождения детей» расшифрована как «распространение информации, направленной на формирование у детей положительного образа бездетности и сознательного желания не иметь детей, не связанного с медицинскими противопоказаниями».

Теперь всё вроде бы ясно. Всё — да не всё. В своей пояснительной записке авторы делают упор на необходимости противостояния чуждой нашему народу системе ценностей и, соответственно, защиты ценностей наших, традиционных. Совершенно упуская из виду, что идеология сознательного отказа от деторождения для России совсем не чужая. Можно даже сказать, традиционная. Ибо носителями ее выступают две «коренные» российские конфессии — православие и буддизм.

Речь, естественно, идет о монашестве. Имеется такой институт, такая форма религиозной жизни и в конфессии хоть и не традиционной, но тоже весьма почтенной — в католичестве. В России сегодня действуют несколько католических (францисканских) монастырей. Но больше всего, конечно, сегодня в России православных монахов.

Согласно информации на сайте патриархии, всего в епархиях РПЦ имеется 972 действующих монастыря (474 мужских и 498 женских), в которых проживают 5 883 насельника и 9 687 насельниц. При этом наблюдается достаточно быстрый рост черного духовенства. Как с удовлетворением отмечают в патриархии, с момента вступления в должность нынешнего патриарха, в РПЦ стало на 168 монастырей больше.

И надо полагать, увеличение численности монастырской братии не в последнюю очередь обусловлено ведущейся церковью активной информационной работой с населением. Справедливости ради, далеко не вся информация о монастырях и монастырской жизни, присутствующая на церковных и околоцерковных информационных ресурсах, может быть отнесена, говоря языком законопроекта, к «пропаганде добровольного отказа от рождения детей». Предостережений о том, что монашеский путь подходит не для всех, тоже достаточно много. Но рекламы, пожалуй, все-таки больше, чем антирекламы.

Вот, к примеру, выбранное место из доклада митрополита Илариона (на тот момент — главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата), размещенного на официальном сайте патриархии: «Цель восхождения христианина одна — таинственная встреча с Богом, вступление в богообщение. Но к этой вершине ведут различные пути: один из них более пологий и длинный — это брак, другой более крутой и короткий — это монашество. Жизнь Предтечи и некоторых апостолов Христовых, а также некоторые эпизоды Евангелий и Павловых посланий говорят о возможности скорейшего достижения этой цели в безбрачии. Да и земное служение Спасителя могло осуществляться только необремененное обыденными семейными заботами».

А вот совсем уж разудалая и откровенная пропаганда иноческого образа жизни (портал «Православие.Ru», интервью с архимандритом Ионой (Черепановым), наместником Свято-Троицкого Ионинского монастыря): «У монаха нет семьи, он не обременен житейскими заботами. Фактически он живет как при коммунизме: от каждого по возможности, каждому по потребности. Коммунисты переняли этот лозунг у монахов. Монах приносит обители, Церкви то, что может, и получает то, что ему нужно по необходимой потребности…

Монахи – это самые радостные и счастливые люди! У них осуществляется принцип: человек не имеет никаких попечений. Миряне ломают голову о том, как прокормить семью, купить одежду, заплатить за квартиру, отремонтировать машину или дом – масса суетных и хлопотных житейских попечений. Монах же выполняет небольшую возложенную на него работу: молится Господу и исполняет послушание. И все. Он не имеет больше никаких хлопот, живет той жизнью, которую избрал, и постоянно пытается выполнить завещание апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите».

В общем, мягко говоря, есть к чему придраться. Вряд ли, конечно, авторы законопроекта рассчитывали схлестнуться с РПЦ, наставить церковь на путь истинный. Скорее, это неожиданный побочный эффект. И если так, то придется как-то избавляться от этой «побочки», как-то выводить за скобки «пропаганду добровольного отказа от рождения детей», обусловленную не гедонистическими, а религиозными мотивами.

Впрочем, можно оставить все как есть — в расчете на то, что правоприменители сами разберутся, кто прав, кто виноват, кто пропагандирует зарубежную идеологию, а кто — древний красивый обычай. Это ведь перед Богом все равны, а перед законом… Закон, как говорят, в народе, что дышло. И это тоже наша древняя традиция.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.