Взлет и падение биткоина: что случилось во вложившемся в него государстве

На днях известный предприниматель и инвестиционный консультант Роберт Кийосаки, автор бестселлера «Богатый папа, бедный папа», соавтор бывшего президента Трампа, опубликовал в Твиттере сообщение следующего содержания: «Приближается гигантский крах. Возможна депрессия. ФРС заставили печатать миллиарды фальшивых денег. К 2025 году золото по цене 5000 долларов, серебро по 500 долларов и биткоин по 500 000 долларов. Почему? Потому что вера в доллары США, фальшивые деньги, будет уничтожена. Золото и серебро — деньги богов. Биткоин — деньги народа. Берегите себя». И надо сказать, содержание этого твита выражает мнение значительного количества западных частных инвесторов.

Фото: Алексей Меринов

Скажем откровенно, с большей частью его высказывания трудно спорить. Федеральная резервная система действительно печатает миллиарды долларов, порог государственного долга США в очередной раз увеличен, недавние флагманы мировой цифровой экономики — «Эппл», «Микрософт», «Гугл» — массово сокращают рабочие места. Мировой рынок драгметаллов серьезно страдает из-за санкционного угара: например, цена на добываемый в РФ и ЮАР палладий взлетела в 10 раз. Сомнение вызывает лишь тезис о том, что «биткоин — народные деньги». Почему? Дело в том, что на свете уже два года как есть целая страна, которая приняла биткоин в качестве легального государственного платежного средства, то есть национальной расчетной валюты, используемой везде: хоть для уплаты налогов, хоть для покупок в магазине. Государство это называется Сальвадор.

История этой страны сложилась таким образом, что к 2001 году Сальвадор был беднейшим государством в Латинской Америке, в 2004 году лишился собственной валюты и перешел на доллар США. Это решение, которое в более развитой стране помогло бы стабилизировать экономику, в условиях Сальвадора оказалось неверным. Государство потеряло последние инструменты влияния на единственную статью экспорта, сельскохозяйственное производство, и окончательно проиграло конкуренцию соседям, которые за счет девальвации собственных валют могли гибко манипулировать ценами на кофе и сахар-сырец. Основным источником дохода сальвадорцев стали денежные переводы из-за границы, в первую очередь из США, от работающих там легально и нелегально граждан страны.

В 2019 году президентом страны был избран молодой независимый кандидат, мэр столицы страны Сан-Сальвадора Наиб Букеле, обещавший экономические реформы и борьбу с криминальными группировками. И хотя введение биткоина как законного платежного средства не было среди его обещаний, легализация на второй год правления Букеле показалась хорошей идеей, чтобы поправить экономическую ситуацию. Введение биткоина в валютные резервы, по предположениям, дало бы возможность частично отказаться от доллара США в условиях, когда отношения страны с Америкой находятся не в лучшем состоянии. Биткоин казался хорошим вложением, поскольку находился на подъеме после существенного падения в 2018 году, и эксперты предсказывали его дальнейший рост. Кроме того, предполагалось, что страна станет привлекательной для криптоэнтузиастов, которые вложатся в экономику государства, поскольку криптовалюта станет здесь легальной. Плюс была надежда на то, что цифровизация платежей увеличит финансовую грамотность населения и уменьшит коррупцию. Исходя из этих ожиданий, в начале лета 2021-го правительство страны приняло национальный «Закон о биткоине» и выделило 150 млн долларов на закупку криптовалюты. Для стимуляции использования биткоина населением в качестве элемента инфраструктуры платежей вводится электронный кошелек «Чиво», а каждому, кто открывал в нем счет, дарилась сумма, равная 30 долларам США в криптовалюте. Частная компания «Афена Биткоин» согласилась вложить 1 млн долларов в проект и установить полторы тысячи банкоматов-обменников доллара на биткоин в стране.

На бумаге программа легализации биткоина выглядела превосходно. Но почти сразу столкнулась с проблемами. Главный кредитор инфраструктурных проектов Сальвадора — Мировой банк — отказался помогать в реализации программы, сославшись на две основные причины: непрозрачность биткоина для мировой финансовой системы и вредное влияние криптовалюты на экологию. Международные эксперты обратили внимание на то, что криптокошелек «Чиво» разработан и принадлежит частной компании, а не государству, а состав бенефициаров этой частной компании является государственным секретом. Принятие «Закона о биткоине» вызвало достаточно массовые протесты в столице государства. Протестующие требовали его отмены, исходя из того, что выделенные на биткоин деньги налогоплательщиков могут быть потрачены существенно более эффективно, а низкое проникновение Интернета и низкая цифровая грамотность населения не дадут воспользоваться большинству граждан преимуществами криптоденег. Большим ударом для правительства стало снижение агентством «Мудис» суверенного кредитного рейтинга страны в связи с принятием криптовалюты. Аналитики агентства исходили из того, что при легализации биткоина в качестве законного средства крупным налогоплательщикам государства будет весьма легко не платить налоги, и так низкие в Сальвадоре.

Несмотря на это правительство и Букеле лично подтвердили приверженность биткоину и продолжили проект. В сентябре 2021-го Сальвадор закупил первые 400 биткоинов по цене 52 тысячи долларов за монету. Увы, в тот же день курс биткоина упал до 43 тысяч. Старт кошелька «Чиво» тоже не прошел гладко. Магазины приложений «Эппл» и «Хуавей» отказались размещать это приложение, а в первый официальный день запуска сервера приложения не справились с желающими зарегистрироваться и прекратили свою работу. Чтобы убедить международных кредиторов в правильности выбранного курса легализации криптовалюты, Наиб Букеле в ноябре 2022 года предложил к реализации мегапроект «Города Биткоина» на живописном берегу залива Фонсека у подножия вулкана Кончагуа, который, по задумке, должен снабжать город (и мощности по майнингу биткоина) дешевой и экологичной геотермальной энергией. Для финансирования проекта и закупки дополнительных биткоинов в казну правительство запланировало выпустить «вулканические облигации» на 1 миллиард долларов. Как сообщалось правительством, этими облигациями весьма заинтересовались инвесторы из Восточной Европы. Увы, это объявление мгновенно привело к падению на 30% цены на стандартные международные обязательства Сальвадора.

К январю 2022-го биткоин потерял 45% своей стоимости, а прямые потери казначейства Сальвадора составили 22 млн долларов. Более того, Международный валютный фонд поставил Букеле ультиматум: если страна не откажется от поддержки биткоина, то МВФ не выдаст стране кредит на 1,5 млрд долларов. В марте стало понятно, что выпуск «вулканических облигаций» не состоится «в связи с событиями на Украине». Тем временем биткоин продолжил падение: к ноябрю 2022-го он потерял уже 70% стоимости, а прямые убытки казначейства составили 150 млн долларов. Между тем наступило время выплачивать проценты по суверенному долгу государства, которые составили около 600 млн евро. Чтобы его выплатить, правительству пришлось урезать финансирование государственных программ и опустошить национальные резервы.

Случившиеся макроэкономические проблемы Сальвадора можно рассматривать с разных точек зрения. И как весьма недальновидную политику «самого клевого на планете диктатора» (как сам Букеле себя называет), и как борьбу популярного народного лидера (рейтинг одобрения Букеле в стране около 80% благодаря успешной борьбе с местным криминалом) с мировым финансовым империализмом. Если исходить из тезиса, что доллар и евро фантики, а биткоин — валюта будущего, то Букеле все делает правильно. Нас же в большей степени интересует вопрос, стали ли биткоины «народными деньгами», популярным платежным средством. Увы, однозначно нет. Анализ, проведенный Национальным бюро экономических исследований США, показал, что в течение первого года использования 20% людей, загрузивших приложение «Чиво», так и не воспользовались своими подарочными 30 долларами, а 60% загрузивших, потратив подарочные доллары, больше никогда приложение не открывали. Несмотря на все усилия по насаждению биткоина в коммерческих предприятиях, только 20% бизнеса страны принимает криптовалюту. Только 14% коммерческих организаций провели хоть одну транзакцию в биткоинах между сентябрем 2021 года и июнем 2022 года, и только 3% компаний считают возможность приема криптовалюты важной функцией. Пожалуй, из всех прогнозов относительно внедрения биткоина как государственной валюты более-менее сбылся лишь один — посещение Сальвадора криптоэнтузиастами действительно увеличило международный туризм в страну на 30%. Но учитывая, что страна не туристическая, это не так уж и много…

Так чему может научить нас история Сальвадора, первой страны, легализовавшей биткоин? Тому, что биткоин, увы, плохой инструмент макроэкономики и совершенно неподходящий инструмент для микроэкономики. Опыт Сальвадора привел к тому, что большинство стран, которые раздумывали над легализацией криптовалют, в конечном счете отказались от этого шага.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.