С 14 марта в России начались «бунты» операторов пунктов выдачи заказов Wildberries. Отделения закрываются во многих городах. Владельцы точек возмущены необоснованными драконовскими штрафами, которые, по их словам, оставляют их практически без зарплаты. Ну, а сам маркетплейс держит глухую оборону и называет недовольных партнеров «нецивилизованными», грозя приостановить сотрудничество с ними «в целях безопасности».
Фото: Соцсети
Все началось вчера, когда в Москве у главного офиса компании Wildberries собрались владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ), недовольные условиями работы. Ряд точек перестал работать в Барнауле, 15 марта не открылась часть пунктов во Владивостоке, Барнауле, Иркутске, Екатеринбурге и многих других городах. В объявлении на двери одного из иркутских ПВЗ значится: «Временно отказываем в обслуживании клиентов до тех пор, пока не удовлетворят наши требования и не вернут нашу зарплату». Собственники точек возмущены новыми условиями оферты, которую подготовил для них маркетплейс с 3 марта – с них списываются деньги (100%-я стоимость товара), если в ПВЗ от продавца пришёл брак, который покупатель возвращает по этому поводу обратно в пункт выдачи. Если в посылке оказывается не тот товар, деньги также списывают с ПВЗ. Такие штрафы фактически оставляют сотрудников без зарплаты. «Штрафуют за чужой брак, почему мы должны платить?!» – такова суть гнева недовольных.
«МК» пообщался с владельцем одного из ПВЗ, расположенном в Подмосковье. Работают владельцы пунктов с Wildberries по договору оферты.
– В этот договор маркетплейс Wildberries может хоть каждый день вносить изменения, и мы ничего не можем поделать, – пожаловался «МК» обладатель ПВЗ. – Как они выражаются: «Не хотите сотрудничать — закрывайте!» Но прежде, чем закрыть, нужно заплатить штраф в 100 000 — если пункт не отработал 12 месяцев.
– В числе требований — введение гибкого графика приёмки товаров (сейчас пункты должны это делать круглосуточно), отмена штрафов за возвраты товара и его брак…
– Я с этими требованиями полностью согласен и еще бы добавил. Например, чтобы оставляли фиксированные проценты. А то откроешься под 4%, а могут снизить до 2%. Что касается штрафов, то штрафы за брак существуют уже полгода…
И, хотя речь идет пока о претензиях владельцев точек выдачи товара, недовольство зреет и в среде трудящихся на складах. И тоже из-за штрафов.
– Я работаю на складе шесть лет, но раньше было намного лучше, – рассказала «МК» работница склада в Подольске Татьяна. – Совсем плохо стало с конца декабря. Дикие штрафы каждый день. Раньше хотя бы какие-то деньги оставались, а потом пошли такие штрафы, которые уже зарплата не выдерживает…
— За что штрафы приходят?
– Нас заставляют раскладывать брак, которые забирает обратно поставщик. Это разбитый товар, порванный, или испорченный. На меня стали вешать штраф за то, что я раскладываю бракованный товар. А не разложить я его не имею права. Он должен быть разложен, чтобы его собрали и отправили поставщику.
– А вы не хотите поменять работу?
– Мы не получали зарплату уже с начала февраля. А чтобы найти новую работу, надо иметь хотя бы какие-то деньги про запас, чтобы жить, пока ищешь…
По словам Татьяны, в их паблике сообщают, что Wildberries уже начал увольнять сотрудников, которые участвуют в забастовке, а пункты выдачи деактивировать и вывозить с них товар фурами.
«МК» обратился за разъяснениями в маркетплейс. Имеющиеся факты протестов там упорно отвергают.
– Пункты выдачи заказов продолжают работать в обычном режиме, – ответили «МК» в пресс-службе Wildberries. – Информация о «забастовке» не соответствует действительности. Заказы можно получать без ограничений.
В пресс-службе рассказали, что 14 марта «в офис пришли порядка 10-15 человек, которые назвали себя «представителями партнерских пунктов выдачи», но отказались предоставлять свои данные как нам, так и сотрудникам правоохранительных органов, которых мы пригласили в офис».
– Телеграм-каналы раздули из мухи слона и представили это как «бунт», но они представляют лишь 0,1% от их общего количества. Данные представители выразили недовольство усилением мер безопасности из-за подмен товаров – а это остается актуальной проблемой, и, в первую очередь, для продавцов товара.
К сожалению, некоторые недобросовестные покупатели или менеджеры пунктов выдачи заказов могут подменять товары – например, на дешевые аналоги или товары без маркировки. Чтобы этого не происходило, менеджеры пунктов выдачи при возврате товара должны их проверять. Поэтому мы ввели дополнительную защиту от подмен. Ожидаем, что благодаря этим мерам доля мошенничеств снизится в несколько раз, – прокомментировали «МК» в пресс-службе.
Между тем, по инициативе депутата Дмитрия Гусева в Госдуме 15 марта прошла встреча с представителями пунктов выдачи заказов. «Нам сказали, что будут поданы заявки в ФАС, в прокуратуру, ситуация серьезная, нам обещали помочь, – сказали партнеры маркетплейса, назвавшие себя «рабами Wildberries».
Депутат Гусев пообещал, что на следующей неделе в ФАС пройдет совещание, где будет рассматриваться вопрос по маркетплейсу, а также рассказал о подготовке поправок в действующее законодательство в части запрета на одностороннее изменение «договоров, по которым они работают» и запрета изменений задним числом. «Компания Wildberries, к сожалению, не пришла», – отметил парламентарий, пообещав продолжить разбираться в ситуации.
Генеральная прокуратура также объявила о начале проверки появившихся в СМИ сведений о нарушении трудовых прав работников Wildberries, в том числе о неправомерных удержаниях денежных средств из положенной им заработной платы.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.