Цены на нефть на мировом рынке катятся вниз. За последние две недели баррель международной марки Brent подешевел с $86 до $75. Экспортная российская марка Urals, соответственно, также дешевеет. При этом на отечественных участников рынка «черного золота» активно давит ценовой «потолок», установленный нашими «недругами» из G7 и ЕС. Для России эта ситуация уже обернулась проблемами с формированием федерального бюджета, чей дефицит резко вырос в январе-феврале этого года. Чем грозит нашей стране текущее снижение мировых нефтяных цен? Как будут меняться маршруты российских энергетических поставок? Будет ли расти и дальше дефицит федерального бюджета из-за недостаточного поступления доходов от нефтяного экспорта? Об этом мы спросили ведущего аналитика Freedom Finance Global Наталью Мильчакову.
Фото: freepik
— Средняя цена нефти марки Urals в январе-феврале 2023 года сложилась в размере $49,52 за баррель, снизившись по сравнению с тем же периодом прошлого года почти в два раза (было $88,89), говорится в сообщении Минфина. Это результат глобальных процессов на мировом рынке углеводородов или итог антироссийских санкций в нефтяной сфере?
— Стоит напомнить, что в январе-феврале 2023-го средняя цена на нефть марки Brent также была выше, чем за тот же период прошлого года. Российская марка Urals на мировом рынке всегда продается с дисконтом к Brent. В начале 2022 года баррель Brent стоил в среднем $93, а спустя год котировки международной «бочки» упали до $83. Сейчас же — еще ниже на 8-10 долларов. Так что речь идет об общемировой тенденции на глобальном рынке нефти.
— Но теоретически стоимость Urals также должна была упасть не более чем на $10-15… Однако многие участники торгов утверждают, что отечественным производителям в условиях жестких западных санкций приходится предлагать покупателям существенные скидки, чтобы в принципе реализовать добытые углеводороды?
— Да, тут не стоит строить иллюзий. Дисконт Urals к Brent из-за «потолка цен» на нефть, установленный в конце прошлого года западными странами, кардинально изменил настроение биржевых игроков. Если годом ранее эти скидка к Urals составлял в среднем около $7 с барреля, то в текущем году ее размер резко вырос. Увеличение дисконта связано с тем, что российские нефтяники перенаправляют свои экспортные потоки из Европы на Восток и Юг планеты — в Азию, Африку, Латинскую Америку, — соответственно заинтересовывая новых клиентов предоставлением привлекательных скидок, доходящих до $15-35 за «бочку».
— Другими словами, российская нефть становится дешевым товаром?
— Не совсем так. Думаю, биржевая стоимость Urals может вырасти уже во втором полугодии. При этом надо учитывать, что Urals — это только один сорт российской нефти, который продолжает котироваться на международных сырьевых биржах. Многие, в том числе, европейские страны закупают эту марку для дальнейшей переработки в готовое моторное топливо, поскольку мощности их перегонных заводов предназначены именно для высокосернистых веществ. В то время как другие, более «легкие» сорта российской нефти, например, ESPO, торгуются сейчас, по данным международных агентств, по $80 за баррель и даже выше. Этот сорт «черного золота» поставляется через трубопровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан» в дальневосточные порты, а далее морским путем в Китай. Поднебесную эта российская марка углеводородов устраивает, что свидетельствует о том, что Пекин на многие годы становится гарантированным покупателем российских углеводородов.
— Вы утверждаете, что в дальнейшем цена марки Urals может вырасти. Какие факторы могут этому поспособствовать, ведь санкции против нефтяного сектора никто ослаблять не собирается? Наоборот, сейчас обсуждается еще больше ужесточение «потолка» — с $60 до $55 и даже до $51…
— Мы начали разговор со средней цены марки Urals ($49,52), которую сообщил Минфин. Вполне возможно, что источником для расчета этой цифра стали данные западных агентств, поскольку вне России биржевого механизма определения цены марки Urals не существует. В такую среднюю величину могла быть включена и цена, сложившаяся (опять же по западным данным) в конце января в одном из портов Балтийского моря в $38 за баррель — отсюда и такой низкий показатель. Соответственно, здесь вопрос даже не в том, по какой цене Россия будет продавать нефть, а в том, кто и как будет определять рыночную цену Urals, которая станет бенчмарком (базовым уровнем — авт.) для переговоров с покупателями. В Минэнерго РФ уже изучается вопрос о создании собственных механизмов определения цены Urals, чтобы не зависеть от западных источников, которые могут быть, мягко говоря, весьма субъективными. Кроме того, в пользу будущего роста цен на нефть говорит и увеличение Россией так называемого «теневого танкерного флота», с помощью которого сейчас и осуществляются перевозки нашего «черного золота». То есть, если Россия приобретает дополнительные суда для грузоперевозки, значит, спрос покупателей на Urals, даже несмотря на эмбарго стран Запада и «потолок цен», сохраняется и даже растет.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.