Тема демографии в России по-прежнему остается проблемной, острой и широко обсуждаемой в обществе. Это при том, что семейные ценности у нас действительно сильны, а подавляющее большинство семей – вне зависимости от достатка – стремятся рожать и растить детей.
Фото: globallookpress.com
У этой логики всего две проблемы. Одна из них этического свойства, другая – вполне прагматичного. Подход «коль сама когда-нибудь родит – помогать не надо» в принципе отвергает концепцию социального государства. В таком случае большинство социальных институтов и мер государственной поддержки теряют свое значение. Однако есть и прагматические возражения. Около 76 процентов российских семей мечтают иметь двух и более детей. А вот действительно имеют именно двух и более детей – только 32,6 процента. Зато 67,4 процента семей с детьми в стране – однодетные.
Мониторинг рождаемости показывают, что треть женщин в возрасте до 35 лет откладывает рождение первого ребенка из-за отсутствия жилья, то есть гипотетически при наличии у всех молодых нерожавших женщин благоустроенного собственного жилья заметно повышается вероятность деторождений. У нас в стране суммарный коэффициент рождаемости среди женщин, родивших первых детей – тех самых, которых как будто бы родят при любых условиях – снижается с 2012 года. Был – 0,81 в 2012 году, а стал – 0,64 в 2019 году. Снижение – на 20 процентов.
Первый ребенок появляется в семье, когда его матери уже в среднем 26 лет. Не редко это радостное событие в семье происходит и в 29, и в 30, и в 35 лет. И таких примеров все больше. Стоит ли рассчитывать в этом случае на то, что такая семья будет многодетной? При этом естественно, что чем выше возраст рождения перового ребенка, тем меньше вероятности рождения последующих детей, что обусловлено физиологическими закономерностями старения организма женщин. Поэтому врачи рекомендуют не дожидаться всех необходимых материальных и жилищных условия для принятия решения о рождении первого ребенка, поскольку в более позднем возрасте у женщины ухудшается репродуктивная функция, и растут риски для здоровья младенцев. Целесообразно помогать потенциальным матерям в более раннем возрасте, когда им нужно совсем немного – например, первый ипотечный взнос.
После введения материнского капитала на первого ребенка падение рождаемости стало замедляться. Возможно потому, что появилась возможность улучшить жилищные условия благодаря тому, что материнский капитал на первого ребенка позволяет сделать первый взнос при ипотечном кредитовании для приобретения квартиры в большинстве регионов страны. При рождении второго ребенка капитал небольшой, но при льготной ипотеке можно существенно снизить ежемесячный платеж. При рождении третьего ребенка – еще один вклад в расширение заветных метров – 450 тысяч рублей на погашение ипотечного кредита. В 72 субъектах уже введен дополнительный региональный материнский капитал, который также помогает семье в решении жилищного вопроса.
Логика государства понятна: не снимать ответственности за собственное будущее и будущее своих детей с родителей, но помочь им на каждом этапе. Именно помочь, но с разделением ответственности. Помогая, государство последовательно расширяет линейку возможностей семьи наращивать собственное благосостояние. Только в рамках национального проекта «Демография» с 2019 по 2022 годы открыто 1600 детских садов на 233 тысячи мест. Сегодня полностью закрыт вопрос обеспечения местами в детских садах ребят от 3 до 7 лет, существенно увеличилась доступность ясельных групп. И создание дополнительных мест продолжается.
Государство, стимулируя рождение вторых, третьих детей в семьях, должно обеспечивать необходимые условия для повышения рождаемости, концентрируясь при этом на развитии социальной инфраструктуры и доступности ее услуг для обеспечения развития и воспитания детей, выполнения родительских функций супругов. Достижение данной цели приобретает реальные очертания при создании таких условий, при которых у женщин появляется возможность сочетать семейные обязанности с профессиональной самореализацией, карьерным развитием, да и просто в краткие сроки при желании снова приступить к работе. Здесь на первый план выходят другие потребности: возможность сочетать семейные обязанности с продолжением карьерного роста, профессиональной реализацией, в том числе и возможность оперативно вернуться к работе. И для этого тоже создаются возможности – от регулирования вопросов дистанционной занятости до бесплатных программ обучения женщин в отпуске за ребенком.
Предложения решить проблему демографического спада исключительно деньгами и прямыми выплатами достаточно просты, но не обоснованы, поскольку общеизвестна такая закономерность, как снижение потребности в детях, даже при высоких доходах. Таким образом, только материальное благополучие и высокий доход не позволяют решить вопрос низкой рождаемости. Предложения отдать 4,5 трлн. рублей на детский «безусловный базовый доход» — прямое вливание всех этих списанных с государственных счетов средств могут простимулировать инфляционные процессы, что отразится на социально незащищенных группах населения. Введение такой базовой выплаты на каждого ребенка будет способствовать высвобождению из экономики несколько сотен тысяч работников, причем тех, которые не получили профессии и трудовой опыт. Также это может привести к росту зависимости от пособий, иждивенческих настроений среди неблагополучных семей, не имеющих других источников дохода, увеличение количества иммигрантов из стран Азии. Причем «безусловный детский базовый доход», в отличие от того же единого пособия, которое введено с 1 января 2023 года, не поощряет занятость родителей и их участие в жизни ребенка.
Поэтому, когда мы слышим очередное предложение решить демографические проблемы исключительно деньгами, следует понимать, что в горизонте нескольких лет может усилиться социальное иждивенчество, люмпенизация части молодых людей с низким уровнем образования, а роста рождаемости добиться в основном в социально неблагополучных семьях,
Преодоление демографического кризиса предполагает не только повышение рождаемости, но и снижение уровня смертности, рост продолжительности жизни. Эти результаты возможны при осуществлении комплексного подхода в реализации государственной политики по совершенствованию системы образования, здравоохранения, повышению эффективной занятости населения, созданию благоприятных условий для малого предпринимательства, самозанятости, правовой защищенности бизнеса, т.е. необходимо развитие тех сфер жизнедеятельности, которые создают условия для роста качества жизни, социальной стабильности, улучшение социального самочувствия.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.