О том, чтобы «вкалывали роботы, а не человек», тайком мечтал почти каждый из нас, будучи школьником. Похоже, сейчас мы вплотную подошли к этому в реальности. Появились чат-боты, которые могут сгенерировать вполне пристойное сочинение или доклад, решить задачу любой сложности, играючи «сдать» ЕГЭ по любому предмету… Да хоть целый диплом написать, что недавно продемонстрировал один выпускник гуманитарного вуза. Все чаще звучат голоса экспертов – появление нейросетей на основе искусственного интеллекта полностью изменит систему преподавания и оценивания в школах.
Фото: freepik
Современные школьники, которые, можно сказать, родились с клавиатурой в руках, прочухали возможности чат-ботов куда быстрее взрослых. Особенно много сил и времени экономится на сочинениях. И на всяких прикладных заданиях по литературе вроде сравнительных анализов образов героев из фундаментальных творений классиков. И на доклады по истории, обществознанию, географии, «Основам духовности» и прочее тратятся буквально минуты. И те на распечатывание.
«МК» тоже попробовал побыть «электронным Обломовым»: попросил нейросеть сделать цитатную характеристику главных героев повести Пушкина «Дубровский». Бот выполнил это менее чем за минуту, в то время как даже с поисковиками в интернете такое задание отняло бы минимум полчаса. Электронный разум нашел нужные цитаты и заключил: «Характеры главных героев в повести «Дубровский» ярко контрастируют друг с другом. Владимир Дубровский — отважный и решительный молодой человек, а князь Верейский – высокомерный и неприятный аристократ». Небольшой доклад о Бородинском сражении у нейросети занял 1,5 минуты…
А пока эксперты спорят о том, что означает использование искусственного разума при подготовке уроков – «старое доброе списывание» или новый уровень в усвоении школьных знаний, учителя… дремлют. Большинство о чат-ботах даже и не слышали. Пожалуй, сейчас проблему рассмотрели и заметили только самые молодые и продвинутые представители педсостава.
— Да, я вижу, кто сам сочинение писал, а кто содрал у нейросети, – говорит Лариса Потрясова, учитель русского языка и литературы из Москвы. – Все-таки пока боты не пишут, как люди. Текст неэмоциональный, фразы все закруглены, маловато фактов – много описательности. Есть и другие признаки, по которым я определяю, что текст составила машина. Конечно, проще это понять в средней школе – там просто переписывают и не заморачиваются. Старшеклассники похитрее: пару-тройку своих фраз вставляют. А вообще, знаете, наверное, нам где-то повезло. Русский язык очень контекстный, много фразеологизмов, идиом, трудных орфограмм. У нас в языке много «неправильностей», что противоречит принципам работы ИИ. Поэтому ярко видны «трудности перевода». Как и с английского на русский, так и с машинного на человеческий.
Впрочем, не все такой оптимизм разделяют. В конце декабря прошлого года журналисты ведущего нью-йоркского издания провели эксперимент. С помощью чат-бота они создали эссе и доклады для учащихся разных возрастов, от четырехлетних детей до студентов университетов. И потом попросили преподавателей их проверить. Ни один не заподозрил подвоха. Может, поэтому именно в Нью-Йорке полностью запретили нейросети к использованию во всех школах, в частных тоже. На использование их во внутренних сетях теперь нужно специальное разрешение. Вот только дома-то «глушилки» не установишь…
Впрочем, в учительском сообществе бытует и третья точка зрения. Не запрещать или запрещать ботов, а использовать их самим. Например, в подготовке планов уроков или материалов к «Разговорам о важном»… Электронного помощника можно призвать для уточнения какой-то информации, быстрых примеров или поиска задач, составления структурированных сообщений или даже для развлечения в классе. Бот ведь может еще и стихи, и музыку написать. Можно с чатом поспорить, подискутировать. Есть среди программ с искусственным интеллектом такая, где можно подобрать синонимичное определение к чему угодно. Очень смешно она «перевирает» русские фразеологизмы. Есть и программа-адаптер, которая любое громоздкое определение, которыми грешат учебники, упростит, переведет на более понятный язык.
Что еще может предложить школе нейросеть?
«Нейросети могут использоваться для автоматической проверки заданий, что поможет учителю сократить время на проверку и улучшить эффективность обучения. Они могут помочь учителю адаптировать обучение к индивидуальным потребностям учеников, что повысит эффективность обучения. Могут анализировать успеваемость учеников, что поможет учителю выявлять проблемные места и принимать меры для их устранения. Анализировать данные, например, результаты тестов или опросов, что поможет учителю понимать, какие методы обучения работают лучше всего. Создавать интерактивные уроки, которые будут более привлекательными и интересными для учеников».
Этот ответ был сгенерирован чат-ботом…
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.