Российские эпидемиологи видят все признаки того, что в стране вот-вот начнется вспышка бактериальных менингитов – страшных инфекций, вызывающими поражение головного мозга, с летальностью до 20% и высокой вероятностью остаться инвалидами на всю оставшуюся жизнь. После пандемии заболеваемость бактериальными менингитами пошла в рост, и уже зафиксировано несколько очагов в стране, в том числе, в Москве и Подмосковье. Если ситуацию не взять под контроль, она может стать неуправляемой. Об этом эксперты заявили в ходе XV ежегодного Всероссийского конгресса по инфекционным болезням имени академика В.И.Покровского.
Фото: freepik
Менингит — это тяжелое инфекционное заболевание, вызывающее воспаление оболочек головного и спинного мозга. Выделяют три основных типа менингита: бактериальный, вирусный и грибковый. И если вирусный и грибковый типы менингитов не так опасны для жизни, то бактериальный менингит — самый распространенный и опасный из перечисленных. В большинстве случаев его причиной становятся менингококковая и пневмококковая инфекции, а также гемофильная палочка.
Заболевание начинается как ОРВИ – с повышения температуры, головной боли, чувствительности к свету. И нередко на первых этапах болезни пациенты (или их родители) не понимают, что нужно срочно обратиться за медицинской помощью. Если учесть, что менингит развивается стремительно, и его последние стадии развития смертельно опасны, подобное промедление может стать роковым.
По статистике, около 1-1,2 млн людей ежегодно заболевают менингитом, в среднем 300 тысяч из них погибает из-за быстрого развития болезни, а каждый четвертый переболевший становится инвалидом или имеет необратимые осложнения со здоровьем (потеря слуха, зрения, ампутация конечностей, неврологические нарушения). Особенно опасен менингит для тех, у кого ослаблен иммунитет. В первую очередь это касается детей до пяти лет — их иммунная система еще не сформирована до конца и не может полноценно бороться с некоторыми видами инфекций.
В некоторых странах мира подсчитали, во сколько обходится эта болезнь. Например, расходы на последствия заболевания для пациента из Франции, который переболел в детстве и лишился обеих ног, до конца жизни (77 лет) составили 1,4 млн евро. А вот медицинские расходы на женщину, переболевшую в 3 года, получившую тяжелые неврологические последствия и умершую в 55 лет, составили 4 миллиона евро: сюда вошли расходы на попечение, больничный уход, специализированное оборудование и пр. В России такие подсчеты не велись.
Как рассказывает руководитель Референс-центра по мониторингу за бактериальными менингитами, заведующая лабораторией эпидемиологии менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов ЦНИИ эпидемиологии Ирина Королева, летальность при бактериальных менингитах составляет от 4 до 20% в зависимости от штамма и возраста пациента: «В последние годы распространение в мире получили гипервирулентные штаммы, среди них — китайский штамм и штамм из США. При этом мы сталкиваемся с трудностями при выборе препарата для лечения: идет рост резистентности бактерий к антибиотикам, в том числе, пенициллину. Геномное разнообразие линий менингококка позволяет возбудителю адаптироваться к условиям внешней среды и изменяться. Ученые считают бактерию, вызывающую менингит, одной из самых изменчивых в природе».
В последние годы заболеваемость бактериальными менингитами постепенно снижалась, а в пандемию и вовсе стала сходить к минимальным уровням. Но эпидемиологи объясняют это, прежде всего, локдаунами и строгими санитарными нормами, которые привели к снижению распространения многих инфекций. Но перироды изоляции закончились – и в последний год был зафиксирован резкий подъем — она выросла вдвое. Рост зафиксирован во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. Среди взрослых рост составил в 1,4 раза, среди детей — в 2,1 раза.
«Еще одна новая особенность, чего мы раньше не видели – появление очагов с групповой заболеваемостью. В 2022 году очаг был в Новосибирске: за 2,5 месяца заболело 62 человека, там пришлось масштабно вакцинировать население. А в Москве в 2022 году было 7 очагов: заразились в основном мужчины, приезжие из Узбекистана. Следом за Москвой случилась вспышка в Подмосковье (округ Истра): менингококковым менингитом заболело 7 человек, 1 летально. Это были граждане Узбекистана и Беларуси. Но анализы выявили у всех заболевших не завозной, а местный штамм!»- продолжает Ирина Королева.
Эпидемиологи констатируют: в РФ выявлены все признаки осложнения эпидситуации. Это общее повышение заболеваемости, повышение заболеваемости у взрослых, возникновение очагов заражения, преобладание одного возбудителя. «Все это может указывать на начало подъема. Многие годы мы жили в межэпидемический период, но сейчас мы видим признаки того, что он заканчивается. Надо быть бдительными «, — предупреждает Королева.
Сегодня бактериальный менингит можно предотвратить с помощью вакцинации, против всех возбудителей гнойных менингитов (пневмококка, менингококка и гемофильной палочки) есть вакцины. Но в целом, охват этими прививками населения России эпидемиологи называют «недопустимо малым». Например, в Москве работает программа по обязательной вакцинации от менингитов мигрантов. Эпидемиологи считают, что все эти прививки должны быть в общероссийском календаре.
В мире, к примеру, вакцины от гемофильной палочки введены повсеместно, кроме Китая. И если о них (в 70-х годах прошлого века) фиксировалось 45 случаев на 100 тысяч детей, то сейчас в США – 0,3 на 100 тыс., а в Европе – 0,29 на 100 тыс., в Японии же таких менингитов не было с 2014 года вообще. Заболеваемость гемофильным менингитом в РФ не имеет тенденции к снижению, отмечают эксперты.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.