В России продолжает расти сеть камер видеофиксации нарушений ПДД, в том числе с элементами искусственного интеллекта. Они распознают непристегнутые ремни, а также штрафуют за разговор по мобильнику без hands-free. Между тем, алгоритм обладает погрешностью — люди иногда получают штрафы, будучи пристегнутыми и не держа в руках телефон. Сотрудник одной из компаний, участвующих в разработке ПО для дорожных камер, рассказал «МК» о типичных ситуациях, когда искусственный интеллект может сбоить.
Фото: pixabay.com
В Москве установлено уже 483 таких камеры, сообщает Дептранс. Они, по словам главы ведомства Максима Ликсутова, работают полностью в автоматическом режиме. 59 камер такого типа работает на МКАД, подчеркнул чиновник — на этой скоростной дороге подобные нарушения особенно опасны.
Нейросеть позволяет «довольно четко» распознавать непристегнутые ремни и пользование телефоном в движении, заявил Ликсутов. Тем не менее точность работы этих комплексов не абсолютна: уже известны случаи ошибочных и успешно оспоренных штрафов.
— Применительно к ремням безопасности ошибки уже сейчас сведены к минимуму, но полностью их исключить при современных технологиях практически невозможно, — рассказал «МК» сотрудник компании-разработчика программного обеспечения для дорожных камер. — За последние годы значительно повышена разрешающая способность и контраст снимков, доработаны алгоритмы, в результате там, где ошибка еще может случиться, визуальный анализ снимка, приложенного к протоколу, чаще всего не позволяет принять решение.
Факторами риска появления ошибочных штрафов «за ремень» собеседник «МК» назвал плотную тонировку верха лобового стекла (она не дает камере рассмотреть область шеи и затылка водителя с нужного ракурса), а также светлый ремень безопасности поверх светлой одежды. Вариант «черный ремень на черной одежде» ранее тоже давал определенный процент ложных «срабатываний», в результате чего алгоритм распознавания был дополнен уже упомянутым изучением шейной зоны (по наличию там контрастного следа в том месте, где должен быть ремень). Светлый же ремень дает куда менее контрастный след, пояснил эксперт.
— Что касается ложных срабатываний «на телефон», доводилось слышать и о таких, — рассказал разработчик. — Например, человек неудачно размахивал во время езды руками около головы или поправлял ремень безопасности. Честно говоря, у меня нет уверенности, что тут ложные срабатывания алгоритма, стопроцентно очевидных случаев вроде бы нет. Но есть ситуации спорные. Поэтому можно посоветовать не жестикулировать слишком активно и не держать в руках, скажем, шоколадки или иные похожие на смартфон предметы.
Что касается более распространенного на данный момент поведения пользователей смартфонов — чтения или набора сообщений в мессенджерах во время езды — то штраф за него заявлен аналогично пользованию голосовыми сервисами без hands-free, однако о реально выписанных протоколах за такое нарушение пока ничего не известно.
– Рассматривались такие варианты, — сообщил «МК» источник в управлении ГИБДД одного из районов Подмосковья. — Но это был бы социальный взрыв, потому что у нас все ездят с навигаторами, переключают их… Представьте себе, что у человека «найден новый маршрут», он что-то пытается сделать с навигатором — и его за это штрафуют.
Таким образом, чтобы не пострадать от ошибочного срабатывания нейросети и штрафа, водителям предлагается одеваться контрастно по отношению к ремню безопасности и отказаться от резкой жестикуляции, которую можно принять за манипуляции с телефоном. А если спорный штраф все-таки «прилетел», его можно оспорить обращением в ГИБДД или другую организацию, выписавшую его (например, в столичную МАДИ).
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.