Соединенные Штаты рискуют лишиться российского алюминия. С 10 апреля вступили в силу заградительные пошлины на экспорт товаров из нашего «летучего металла» на американский рынок, которые, скорее всего, полностью остановят прежние поставки в этом направлении. Отечественные производители могут найти альтернативные каналы сбыта в других регионах мира, правда, покупатели из Китая и Ближнего Востока наверняка потребуют значительных скидок за увеличение закупок дорогостоящей продукции.
Фото: Global Look Press
Налагаемые американцами пошлины в 200% касаются не только прямого импорта алюминиевых товаров из России, но и поставок из других стран изделий, в составе которых содержится хотя бы какое-то количество металла российского происхождения. Исключением станут государства, которые сами введут аналогичные заградительные тарифы.
К введению «алюминиевых» пошлин Вашингтон готовился несколько лет, рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Еще в 2018 году тогдашнему президенту США Дональду Трампу передали отчет, где сообщалось якобы об угрозе импорта алюминиевых изделий из России госбезопасности Штатов. Их могли бы ввести сразу, но американская промышленность могла бы пострадать: остановка импорта ставила на грань закрытия два из пяти алюминиевых заводов США. Теперь же американцы не испытывают особого дефицита в цветном металле, наладив закупку более половины требуемых объемов из Канады и Китая.
Как сообщает Bloomberg, охват повышенными фискальными ставками всех поставщиков продукции, в изготовлении которой используется российское сырье, полностью лишит американских потребителей алюминия из РФ, а отечественных производителей — сбытового рынка США. Впрочем, заокеанские торговые площадки, хотя и приносили нашим отраслевым экспортерам не менее $500 млн выручки, но никогда не считались основной зоной сбыта этого товара. Доля российского «летучего» металла составляла всего 10% импорта Соединенных Штатов. В свою очередь, до 40% нашего экспорта продолжают осваивать потребители Евросоюза, еще почти треть уходит в СНГ, а азиатские клиенты закупают 23% зарубежных поставок алюминия из России. «Эти регионы остаются стабильным рынком реализации отечественной продукции, участникам которого совершенно не нужны различные повышенные тарифы, — уверен Деев. — Что же касается Америки, то в результате разрушения налаженных бизнес-связей окажутся в проигрыше обе стороны».
Европа действительно не спешит присоединяться к заградительным мерам Вашингтона. С политической точки зрения руководство ЕС, возможно, не против повторить ход США, но экономически оправданной возможности для этого у стран Старого Света пока не существует. Еще в 2022 году их производители алюминия испытали серьезный шок от роста цен на энергоресурсы, занимающие существенную долю в себестоимости готовой продукции, поэтому стали сокращать или даже закрывать собственные производства. «Несмотря на то, что в настоящее время стоимость выработки электроэнергии ниже, чем в прошлом году, ни один производитель алюминия не намерен наращивать производство в регионе, где прибыль может быть обвалена чиновниками Еврокомиссии по политическим мотивам, — полагает директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. — Для реального сектора континента отказ от алюминия, тем более от алюминиевых изделий из России, окажется крайне болезненным».
Наиболее вероятным маршрутом переориентации поставок российского «летучего» металла, направляемого ранее в США, могут стать Китай и страны Ближнего Востока. Теоретически, покупателей в этих регионах должно оказаться предостаточно. Еще в прошлом году на автомобильном, судостроительном и прочих мировых производственных рынках алюминия было в избытке: профицит составлял не менее 1,4 млн тонн. В этом году, напротив, ожидается дефицит на уровне 1,5 млн тонн.
Между тем, вопреки заградительным пошлинам, российское сырье все-таки не оставляет шанса в итоге оказаться и на американских заводах. При масштабном ограничении импорта из нашей страны и налаживании новых каналов поступления цветного металла, Белому Дому требуется застраховать себя от роста цен и не допустить снижения конкурентоспособности национальных товаров. В такой ситуации, китайские или ближневосточные компании могут выступить в роли посредников, как это происходит в топливной сфере. «США могут до поры до времени закрывать глаза на странное увеличение импорта из других стран при стабильном объеме производства, — считает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — Отдельные страны не упустят возможности воспользоваться ситуацией и заработать на трениях Москвы и Вашингтона. Правда, сначала российской алюминиевой отрасли придется постараться, чтобы найти посредников для поставок в США, а это обязательно будет сопровождаться высоким дисконтом».
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.