Город будущего — он же не только в произведениях фантастов, но и во вполне умозрительных проектах. Урбанистические концепции разрабатывают специалисты высочайшего класса, и воплотить их в жизнь вполне возможно. Другое дело — сами жители протестуют против нововведений, заваливая самые прогрессивные идеи.
О путях развития российских городов «МК» рассказали эксперты.
Стиль 2010-х:как будто в Москве есть море. Фото: АГН «Москва»
До 2025 года российское правительство намерено направить 250 миллиардов рублей на модернизацию коммунальных систем и городского пространства. И первое изменение, о котором рассказывают эксперты, — разработка концепции городов так называемой шаговой доступности.
— Современные города остаются в основном фрагментарными: в них разграничиваются жилые территории, промышленные зоны, районы деловой активности, культурно-развлекательные центры, — говорит основатель и совладелец группы «Родина» Владимир Щекин. — Часто планы застройки инерционно воспроизводят этот сценарий роста города, который все больше противоречит новым тенденциям: стремлению к распространению удаленной занятости, снижению выбросов газов городским транспортом, росту населения.
Парадоксально, но в последнем столетии города во всем мире все меньше приспосабливались непосредственно для жизни людей. Улицы планировались для удобства движения транспорта. Жилые районы по возможности строились ближе к деловым центрам и промышленным зонам. Обозначился острый дефицит общественных и зеленых пространств, где можно просто отдохнуть, прогуляться, встретиться с друзьями. Об этом заявляют эксперты Организации Объединенных Наций.
Российские специалисты тоже предлагают расширять использование городских пространств, а именно: обустраивать пустыри во дворах или, например, создавать на парковках сады или уличные библиотеки.
Но с садами, увы, не все так просто и легко.
Сами с усами
Среди самых прогрессивных (по крайней мере на начало 2020-х годов) трендов в развитии городской среды — участие в этом самом развитии самих жителей. Этот подход, с легкой руки архитектора Эрика Рейнолдса, получил название «тактический урбанизм». Его противоположность — «урбанизм стратегический», связанный с громоздкими регуляторными процедурами и согласованиями (хотя и в этой разновидности городского развития популярно так называемое «соучаствующее проектирование»).
За последнее десятилетие тактический урбанизм в мире уже успел обзавестись традициями — в частности, типовыми его вариантами стали «бомбардировка стульями» (установка на тротуарах обычной садовой мебели для прохожих), «раззаборивание» (демонтаж ненужных и мешающих проходу ограждений), а также озеленение замощенных парковок и других площадей. Иногда даже с демонтажем дорожного покрытия.
В России часть упомянутых тактик применяется в рамках обычной, стратегической урбанистики (скажем, несколько лет назад большое «раззаборивание» Москвы произвели сами столичные коммунальщики: по просьбам горожан, но централизованно). Другие вещи — скажем, снятие тротуарной плитки или «распахивание» парковок — могут быть незаконными либо слишком конфликтными.
— Совсем недавно, когда сошел снег, я попыталась самостоятельно «полечить» полностью убитый газон возле дома, — рассказала «МК» Алина, жительница Новощукинской улицы. — Нарвалась на дикий конфликт в домовом чате и чуть ли не физическую агрессию. Дело оказалось в том, что на этом участке голой земли никакая трава не росла уже лет пять и де-факто там уже был уголок, на котором все привыкли парковать автомобили. А нормальных парковочных мест около нашего дома всего около десятка.
Тут конфликтность ситуации можно легко просчитать: парковка личного транспорта у нас одна из самых болезненных проблем. Зато в других случаях «партизанские» методы тактического урбанизма вполне работают на общее благо, особенно если подальше от Москвы.
— После зимы на многих дорогах образовались гигантские ямы, обычные автомобили далеко не везде могут проходить, — рассказала «МК» жительница поселка Борисоглебский Ярославской области. — Поскольку очевидно, что администрация починит дороги не раньше, чем к середине лета, а до этого придется мучиться, наши мужики в нескольких местах провели субботники: засыпали особенно страшные ямы купленной за свой счет щебенкой.
В более крупных городах к этому подходу подключаются и профессиональные архитекторы. Так, в Вологде в прошлом году на пешеходной улице Каменный Мост установили деревянные скамейки и озелененные модули в виде деревянных мостков — конструкции заодно напоминают и популярные в городе еще недавно дощатые тротуары. А в Сатке (Челябинская область) жители самостоятельно построили множество деревянных малых архитектурных форм во дворах (в том числе детские игровые комплексы) — дерево и технику предоставил бизнес.
Интеллект — он не только человеческий
Но при всей обаятельности идеи тактического урбанизма имеют существенные ограничения, причем прежде всего в мегаполисах. И одно из этих ограничений — еще одна современная тенденция городского развития: следить за благоустройством пытаются «приставить» нейросети.
Так, в конце февраля этого года начальник управления городского видеонаблюдения Департамента информационных технологий правительства Москвы Дмитрий Головин заявил о введении новых мобильных комплексов фиксации недочетов содержания объектов дорожного хозяйства. Такие камеры установлены уже на нескольких десятках автомобилей городских служб и следят в том числе за дворами, а искусственный интеллект распознает такие явления, как ямы, стертая разметка, повреждение бордюрного камня.
«Комплексы с помощью нейросети выявляют девять типов нарушений с точностью более 90%», — подчеркнул Головин. Как сообщили в пресс-службе департамента, за 2022 год при помощи этих технологий выявлены 53 тысячи нарушений такого рода.
Понятно, что если объект тактического урбанизма — например, не предусмотренная дислокацией скамейка или кадки с деревьями — будет замечен такими камерами, то нейросеть, сравнив его с тем, как «должно быть в этом месте», вынесет коммунальщикам предписание немедленно восстановить статус-кво. А вот еще один городской тренд — на создание циркулярной (замкнутого цикла) экономики — неплохо сочетается и с искусственным интеллектом, и с партизанскими практиками. Ключевой элемент такой экономики — рачительное использование любых ресурсов и раздельный сбор отходов. И здесь передовые (читай — западные) практики хорошо дополняются вполне доморощенными, точно отвечающими нашим потребностям приемами.
С начала 2020 года по всей России официально введен раздельный сбор отходов. Однако есть и конкурирующая система, подпирающая официальных операторов «снизу». Металлические отходы и макулатуру с контейнерных площадок забирают для сдачи на соответствующих пунктах приема вторсырья. Причем во многих случаях этот вид «малого бизнеса» находится в руках рабочих «Жилищника». Как рассказали «МК» в одной из управляющих компаний Северо-Западного административного округа Москвы, каждая площадка имеет своих неформальных «кураторов». В кодекс их поведения входит несколько важнейших пунктов: в частности, не переходить дорогу коллегам, работающим на других площадках-накопителях, а также не мешать сбору вторсырья «любителями» — обычными горожанами, которые обходят помойки несистематически.
Почти так же — комбинацией официальных и неофициальных структур — развивается у нас и шеринг, то есть пользование какими-либо инструментами без их покупки. Только государство, как обычно, заходит «сверху», стимулируя арендное пользование автомобилями (каршеринг), а «снизу» обычной практикой становится, например, аренда электро- и мотоинструмента.
— Сломался от старости мотоблок — не стал покупать новый, — рассказывает житель Ярославской области Олег Степанов. — Посчитал, оказалось невыгодно. Одно дело, если бы я постоянно что-то возил на нем, а мне он нужен только раз в году — вскопать огород под картошку. Тем более цены в последние годы стали «золотые».
Опрошенные «МК» жители Ярославской области сообщили о регулярной аренде (на договорных условиях — от бесплатного «по-соседски» до наличных и бартера) не только мотоблоков, но и бетономешалок, перфораторов, компрессоров и малярного оборудования, сварочных аппаратов и некоторых других дорогостоящих видов инструмента.
Шеринг и летние веранды — типовой набор современного мегаполиса. Фото: АГН «Москва»
Треть купленной еды уходит на помойку
В отличие от завода или отдельного здания город очень поздно начал рассматриваться как комплексная система, создающая и потребляющая ресурсы. Именно поэтому во многих проявлениях городская жизнь остается очень затратной. В частности, до 30% всей еды в городах отправляется на свалку. В среднем офисное пространство используется только на 35–50% за период эксплуатации.
— В ближайшее десятилетие ситуация начнет меняться. В ресурсозатратном городе жить становится дорого и экологически опасно. Именно поэтому городская экономика станет «циркулярной», — говорит Владимир Щекин. — Городское хозяйство будет минимизировать расходы ресурсов за счет переработки отходов, реконструкции зданий и коммуникаций, аренды вместо покупки (жилья, автомобилей и даже одежды).
Сейчас транспорт в городе на 90% представлен либо личными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, либо общественным транспортом. Такая система городской мобильности все меньше отвечает новым тенденциям в транспортных технологиях и в образе жизни горожан.
Прежде всего, жители крупных городов устали от трафика и хотят меньше тратить времени на перемещения по городу. Так что к 2040 году в развитых странах 80% пассажиров будут использовать для перемещения каршеринговые, а не личные автомобили.
Бесконтактные кнопки лифта пока не работают
После пандемии коронавируса люди хотят отдыхать не выходя из дома — еще одна новая тенденция. Специалисты продолжают наблюдать повышенный интерес со стороны застройщиков к проектированию террас. И если в высокобюджетных комплексах такой формат представлен уже давно, то в бизнес-классе и в некоторых «комфортных» проектах тренд закрепился год назад.
По данным экспертов We-on group, за 3 года проектирование жилых комплексов с террасами выросло на 3%. Для девелоперов это отличный способ выделить себя среди конкурентов, а также удовлетворить потребности взыскательных клиентов. При этом объекты с террасами значительно отличаются от квартир с балконами и лоджиями: в высоких сегментах разница может составить больше 150 «квадратов». Стоимость метра веранд ниже, чем метра в квартире, в 4–5 раз. Зато на них можно разместить хоть спортивный зал, хоть рабочую зону, хоть оранжерею.
Из минусов: высокие затраты на обустройство и содержание. Нужна качественная гидроизоляция и водостоки, конструкции для дополнительной безопасности. Более того, бывают случаи, когда такое пространство является общедомовым и в него необходимо предоставлять доступ всем жителям проекта. Но это, конечно, обговаривается при покупке жилья, и если верандой могут пользоваться все жители дома, покупатель, конечно, за нее не платит.
Последний вариант, впрочем, мало кому нравится. Так что в последнее время террасы в основном предусматриваются на кровлях пристроек, а выход на них возможен только из квартиры, к которой терраса относится. «Количество террас в подъезде зависит от планировочных решений, как правило, одна-две на секцию в домах бизнес-класса. В проектах премиум-класса, особенно с террасированием, возможна организация террасы в каждой квартире», — комментируют эксперты.
Помнится, в пандемию архитекторы и застройщики много говорили о необходимости внедрения бесконтактных кнопок в лифтах и на домофонах. Но потом тема заглохла.
— Дело в том, что доводчики, которые самостоятельно открывают дверь по пути до лифта, связывают жильца по bluetooh с системой, датчики «видят» его в кармане и сами открывают перед клиентом двери. Однако пока эта технология не очень популярна, работает не всегда корректно, иногда не реагирует, а если реагирует, то слишком поздно либо очень медленно, — объясняет эксперт.
А вот другое последствие технологического прогресса — отсутствие необходимости обносить кухню стенами и перегородками — набирает обороты. «Центральная вентиляция, вытяжки, индукционные плиты, измельчители отходов позволяют минимизировать запахи, предоставляя все больше возможностей для объединения кухни и гостиной в единое комфортное пространство», — говорит генеральный директор компании «КТС ПРОЕКТ» Алексей Дугин.
Тенденция будущего — шаговая доступность
Проанализировав структуру предложения квартир в строящихся проектах Московского региона, специалисты выяснили, что в массовом сегменте превалируют квартиры евроформата — они составляют 51,2% от всего объема предложений. Так, студии занимают 19,5% квартирографии проектов, двухкомнатные квартиры с европланировкой — 21,5%, «евротрешки» — 8%, а четырехкомнатные евроквартиры — 2,2%.
«Квартиры евроформата — это один из лучших методов организации жилого пространства: кухня, объединенная с гостиной, становится точкой притяжения семьи. Основное отличие — использование габаритов с максимальной пользой, при этом европланировки не выглядят перегруженными. Спальни зачастую тут чуть меньше, зато нет длинных коридоров и лишних перегородок. Даже метраж у классической двухкомнатной квартиры и «евротрешки» зачастую одинаковый, что отражается на цене, но второй вариант является более комфортным — здесь каждый квадратный метр используется с умом», — отмечает Алексей Дугин.
Что же касается классических планировочных решений, больше всего в объеме предложения однокомнатных квартир с отдельной кухней — 33,5%, двухкомнатные квартиры занимают 10% от общего объема, «трешки» — 6,5%. Самые непопулярные с точки зрения спроса планировочные решения — это четырехкомнатные квартиры, на них приходится меньше 1%.
— Россияне все больше склоняются к разумному и рациональному потреблению энергоресурсов, поэтому постепенно акцент при строительстве будет смещаться в сторону энергосберегающих технологий, интеллектуального не только учета, но и управления потребления ресурсами, — говорит директор по продажам федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев. — Сейчас в России есть единичные проекты «зеленой» тематики, но себестоимость их реализации пока не дает стимула их массовому развитию.
Второй важный аспект развития — автономные дома, когда все в шаговой доступности. Некоторые крупные застройщики уже реализуют коммерческие помещения в своих жилых комплексах согласно утвержденной концепции, оставляя места под особые виды магазинов, общепита и сервисные компании. Фактически тот сервис, который мы видим в части современных комплексов апартаментов, будет распространяться и на обычное жилье. То есть следует ожидать встроенных детских садов. Подобный проект, например, реализуется сейчас в Санкт-Петербурге в жилье бизнес-класса.
Третий момент, который уже активно обсуждается, — создание площадок для беспилотников в каждом доме для доставки товаров.
Четвертый — постепенная автоматизация и роботизация процессов обслуживания домов, что со временем позволит сократить издержки на коммунальные услуги по уборке территорий, выявлению утечек в сетях, обеспечит плавное регулирование температурных режимов в каждой отдельной квартире.
Пятое — развитие зон коворкинга для обеспечения дистанционной работы и проведения деловых встреч. Часть застройщиков уже сейчас стали выделять такие пространства в жилых комплексах.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.