Экономист Николаев предсказал печальную судьбу индексациям пенсий из-за дефицита бюджета

В этом году ежемесячные сводки Минфина относительно параметров бюджетного дефицита превратились в своего рода ритуальные страшилки, неотвратимые как летнее отключение горячей воды в жилых домах. Вот и сейчас ведомство Антона Силуанова выдало «промежуточную» информацию, которая дает серьезный повод для беспокойства: по итогам января-апреля недостача в государственной казне составила 3,4 трлн рублей, превысив запланированную на весь год сумму в 2,9 трлн.

Фото: Геннадий Черкасов

При этом за один только апрель дефицит бюджета вырос сразу на 1 трлн рублей, то есть, почти на треть. А доходы за четыре месяца (в размере 7,7 трлн) оказались на 22% ниже объема поступлений за тот же период 2022 года.

Что касается поступлений от нефтегазового экспорта, они обвалились с начала года на 52,3%, до 2,2 трлн рублей. Минфин связал это с высокой базой прошлого года, снижением цен на нефть отечественного сорта Urals и падением объемов продаж природного газа. По утверждению министерства, динамика сырьевых доходов постепенно выходит на стабильную траекторию, которая соответствует их базовому уровню в 8 трлн рублей в год. Расходы в январе-апреле Минфин оценил в 11,2 трлн рублей, они превысили показатель аналогичного периода 2022-го на 26%.

«Ситуация действительно настораживает, — говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — Минфин ожидал в текущем году дефицит в размере 2% ВВП, но мы уже выбились на 843 млрд рублей из этих расчетов. Пока его компенсируют, согласно бюджетному правилу, за счет Фонда национального благосостояния.

Плохо то, что серьезно сократились нефтегазовые доходы, хотя сейчас, благодаря действиям правительства (в частности, по сокращению дисконтов на углеводороды), их динамика выравнивается и постепенно выходит на плато. Ненефтегазовые доходы за январь-апрель выросли на 5%, что весьма неплохо. И если в оставшиеся до конца года месяцы правительству удастся выдержать казну в профиците, особых негативных последствий для экономики не будет».

Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников призывает не пугаться «промежуточных» показателей первых четырех месяцев. Их природа во многом техническая, напоминает собеседник «МК»: во-первых, в этот период прошло авансирование немалой части расходов по разного рода государственным контрактам и закупкам; во-вторых, был произведен авансовый платеж в Социальный фонд на сумму в почти 1,5 трлн рублей; в-третьих, Система единого налогового счета еще не вышла на проектную мощность.

Вместе с тем, бюджет никак не назовешь безрисковым, прежде всего из-за нестабильной ситуации с нефтегазовыми доходами: экспортеры их недополучают, хотя недостача в какой-то степени компенсируется более низким курсом рубля — относительно того, что был заверстан на 2023 год и бюджетную трехлетку.

«Пока рабочий прогноз относительно параметров бюджетного дефицита в размере 2,4-2,5% ВВП остается в силе, — говорит Масленников. — И даже если будет превышена планка в 3%, ничего страшного не произойдет, поскольку такой дефицит компенсируется без особого ущерба для рынка. С другой стороны, это станет дополнительным обременением для финансовой системы, поскольку государству придется занимать на внутреннем рынке по высоким процентным ставкам, а банкам, в свою очередь, резко сокращать объемы корпоративного кредитования. Соответственно, динамика общего экономического роста в России замедлится».

Ко всему прочему, рассуждает Масленников, высок риск падения спроса на энергоносители — в силу замедления глобальной экономики и вялых темпов восстановления ВВП Китая. Непонятно также, чем окончится история с потенциальным американским дефолтом, и какие тут будут последствия для мира и России. Что касается средней цены на нефть, только что Минэнерго США понизило прогноз на текущий год относительно марки Brent до $78 за баррель.

События развиваются по откровенно неблагоприятному для нас сценарию, считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Смягчить последствия обвального падения нефтегазовых доходов на 45% по итогам января-марта очень непросто.

В этом году дефицит бюджет удастся частично компенсировать за счет средств ФНБ и внутренних заимствований, но темпы его наращивания предвещают большие проблемы в 2023-м. Урезать социальные статьи государство не будет, однако не стоит ждать индексаций пенсий и зарплат, равно как единоразовых выплат и прочих мер социальной поддержки.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.