Ветеран ВМФ объяснил появление звуков в районе поиска пропавшего глубоководного аппарата

Спасатели, участвующие в поисках пропавшего в Северной Атлантике глубоководного аппарата с туристами, зафиксировали похожие на стук звуки, сообщает CNN со ссылкой на правительственный документ. О том, что могло произойти на его борту и что может стоять за этой «акустической обратной связью», мы поговорили с председателем Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитаном 1-го ранга запаса Игорем Курдиным.

Фото: pixabay.com

— Изначально этот подводный глубоководный аппарат был предназначен для научных исследований, — говорит Игорь Курдин. — Он совсем небольшой, его водоизмещение или вес — около 10 тонн. Но в последние несколько лет на этом аппарате стали осуществляться коммерческие спуски. Кроме профессионального пилота, все остальные на борту — просто пассажиры, которые абсолютно не подготовлены ни к каким аварийным ситуациям. 

Миссия к «Титанику» была рассчитана на 8 часов. Средняя скорость аппарата — около 30 метров в минуту. Связь с экипажем пропала через 1 час 45 минут пути. Глубоководный аппарат мог опуститься на глубину 3150 метров.

— На этом аппарате стоят маломощные двигатели. Эти подруливающие устройства, они обеспечивают его движение с очень небольшой скоростью. Электродвигатели, соответственно, питаются от аккумуляторной батареи, которая находится на борту.

Игорь Кириллович считает, что аппарат не достиг назначенной точки погружения, когда с ним оборвалась связь.   

Ранее, по горячим следам, издание Irish Sun сообщило, что на связь вышел один из членов экипажа пропавшего подводного аппарата Рори Голден. Эту новость подхватили все информационные агентства. Позже выяснилось, что исследователь из Ирландии на самом деле находится на борту судна «Полярный принц», с которого спускали аппарат и сейчас активно участвует в поисково-спасательной операции.  

— Под водой может быть только гидроакустическая связь. Она может быть двух видов. Либо это кодовые сигналы. В данном случае аппарат подавал их каждые 15 минут. Этот кодовый сигнал очень простой и означал: я продолжаю погружение, на борту все нормально. Это — звукоподводная связь. Есть еще режим телефонии, когда человек в микрофон что-то говорит, и это куда-то транслируется. В какой-то момент связь с аппаратом прервалась. Корабль обеспечения «Полярный принц» не получил кодового сигнала.

События, по всей видимости, на борту глубоководного аппарата развивались очень стремительно.  

— Пилот мог сбросить аварийный балласт. Это происходит либо автоматически, либо по команде пилота. За счет очень небольшой, но положительной плавучести, аппарат должен был всплыть. Но по всей видимости, этого не произошло. Тут возможны два варианта. Либо на борту произошел пожар из-за проблем с аккумуляторной батареей. Либо случилась разгерметизация прочного корпуса. И больше никакого сигнала не поступало.

Согласно всем законам мореплавания, как считает капитан 1-го ранга запаса, у них на борту должна быть предусмотрена возможность подачи аварийного сигнала.

— Режим, который передает кодовый сигнал, должен был измениться. Но никто об этом не говорит. Единственный способ связи, который у них мог быть после аварийной ситуации на борту, это «стукач». Когда на подводной лодке или на глубоководном аппарате происходит авария, включается ответчик, который может отвечать на запросы по гидроакустической связи. Или просто идут сигналы, которые напоминают стук метронома. Их могут запеленговать находящиеся рядом корабли.

(По сообщению береговой охраны США, канадский самолет зафиксировал подводные шумы в районе поиска подводного аппарата. — Авт.)

На поверхности океана аппарат с туристами не обнаружили.

— Если он сейчас не всплыл с использованием аварийного сброса балласта, то, к сожалению, следует предположить, что он лежит на дне. Да, у него прочный корпус, он не раздавлен. Вполне возможно, что произошла разгерметизация корпуса в момент погружения, и аппарат заполнился водой.

Еще три года назад основатель компании-владельца OceanGate Стоктон Раш говорил о «циклической усталости» аппарата, износе его конструкции после нескольких десятков погружений. Он не должен был идти на глубины свыше 3000 метров. Обломки затонувшего «Титаника», к которому отправились 18 июня туристы, лежат на глубине 3800 метров. Прибыль, по всей видимости, оказалась превыше безопасности.  

Страшно подумать, что испытали люди в той кромешной тьме, на глубине…

— Подводников много лет готовят, тренируют, как действовать в случае той или иной аварийной ситуации. Здесь же были абсолютно не подготовленные люди. При ЧП они не только не могли чем-то помочь, а, наоборот, могли усугубить ситуацию. Никто не знает, как поведет себя человек в стрессовой ситуации. 

К поисковой операции подключаются многие страны. В этом районе Северной Атлантики сильное течение, район поиска расширяется. По мнению эксперта, в поисково-спасательной операции может быть задействовано и российское судно «Янтарь» (на борту океанографического исследовательского судна есть автономные глубоководные обитаемые аппараты АС-37 «Русь» и АС-39 «Консул», которые позволяют проводить поисковые поиски на глубине до 6000 метров. — Авт.)

— В ноябре 2017-го мы предлагали использовать это судно для поиска пропавшей в Атлантическом океане аргентинской подводной лодки «Сан Хуан». Но, к сожалению, было слишком поздно. Сейчас предпринимаются все усилия, чтобы найти пропавший в северной части Атлантики глубоководный аппарат с туристами. Специальными судами обеспечения можно было бы осуществить его подъем. Но боюсь, что на это уйдет гораздо больше времени, чем те 96 часов, на которые рассчитан запас кислорода у них на борту. Там нет специальной системы очистки воздуха. Есть только чистый кислород в баллонах, который подается в кабину. Неблагодарное дело делать прогнозы, но, по всей видимости, они печальные.        

        

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.