“Пятно на совести”: в Ирландии началось опознание 796 похороненных в детском доме останков

В Ирландии начинается опознание 796 тел, похороненных в детском доме. В период с 1925-го по 1961 год младенцы и малолетние дети были похоронены на территории приюта, многие из них были «погребены» в септике.

Фото: Global Look Press

В теплый летний день место массового захоронения детей в Туаме кажется обманчиво буколичным, пишет The Observer. На обнесенном стеной участке травы нет ни крестов, ни надгробий.

“Они находятся в двух футах от того места, где мы стоим, — говорит Кэтрин Корлесс. — Кости перемешались друг с другом, внутрь попала вода и разбросала их. Но они там есть”.

Кэтрин Корлесс — местный историк, которая десять лет назад сообщила Ирландии и всему миру шокирующую правду об этом городе в графстве Голуэй: на протяжении десятилетий учреждение для незамужних матерей помещало останки мертвых младенцев в заброшенный подземный отстойник.

Корлесс выяснила, что в период с 1925-го по 1961 год в доме матери и ребенка Святой Марии, которым управляли монахини из ордена "Бон Секур", умерло 796 детей, но записей о захоронениях не было. Считается, что многие из них оказались в бывшем очистном сооружении. “Это стало удобным способом избавиться от них, — сказала Корлесс The Observer. — Им не нужно было отчитываться за эти смерти. Они не хотели, чтобы кто-нибудь знал. Все это время эти бедные маленькие останки распадались на части.”

Кости и их секреты должны быть раскопаны, пишет The Observer. Группе судебно-медицинских экспертов во главе с Дэниелом Мак Суини, бывшим посланником Международного комитета Красного Креста, поручено провести эксгумацию, анализ и идентификацию останков.

“В Ирландии раньше не было ничего подобного по масштабам, — сказал в интервью министр по делам детей Родерик О'Горман. – Это будет одна из самых сложных операций подобного рода в мире”.

Возраст останков, тот факт, что они принадлежат детям и подвергались воздействию воды, усложнят анализ и идентификацию. Команда раскопщиков будет независимой, но по закону обязана использовать передовые методы для сопоставления образцов ДНК с живыми родственниками, сказал О'Горман.

По его словам, цель состоит в том, чтобы почтительно похоронить все останки. “Я всегда считал Туам пятном на нашей национальной совести. Тот факт, что с останками младенцев обращались так бессердечно даже после их смерти, вызывает глубокую тревогу”.

Фото: Global Look Press

Приют в Туаме был частью сети учреждений для незамужних матерей и их детей, которые на протяжении большей части 20-го века выполняли функции детских домов и агентств по усыновлению. Они управлялись религиозными орденами с санкции государства, которое не обращало внимания на лишения, женоненавистничество, стигматизацию и высокие показатели детской смертности. Правительство принесло официальные государственные извинения в 2021 году после отчета судебной комиссии.

Туам, чье название происходит от латинского термина, обозначающего могильный курган, вызывает особый стыд, пишет The Observer.

68-летняя Корлесс вспоминает, как в детстве встречалась с детьми из приюта. Они считались воплощением греха, и на них смотрели свысока. В качестве шутки Корлесс, которой тогда было около семи лет, дала одной из них камень, завернутый в конфетную бумажку. Девочка схватила его, ожидая угощения. Это воспоминание преследует Корлесс: “У этих детей не было абсолютно ничего. Я помню настоящую боль на ее лице.”

Приют закрылся в 1961 году, был снесен и заменен жилым комплексом. В 1975 году два мальчика, собиравшие яблоки, наткнулись на человеческие кости в заброшенном отстойнике. Власти не предприняли никаких действий. Некоторые предположили, что это остатки голода 1840-х годов.

Кэтрин Корлесс, бывший секретарь текстильной фабрики, интересующаяся местной историей, начала исследовать это место. Орден "Бон Секур" и местные власти отстранили ее от работы, но она собрала свидетельства о смерти и информацию о септике. Национальные и международные СМИ ухватились за ее исследование в 2014 году, что послужило поводом для официального расследования. Образцы ДНК, взятые в 2016 году, подтвердили, что останки датируются периодом пребывания на этом месте приюта.

По словам Корлесс, дети страдали от голода и безнадзорности: “К детям относились как к товару. Более симпатичных младенцев отдавали на усыновление – это был рэкет по зарабатыванию денег. Тех, кто был больнее, убирали подальше и оставили умирать.”

Корлесс, мать четверых взрослых детей, сопротивлялась попыткам оставить останки на месте и увековечить это место мемориальной доской. “Позволить им покоиться с миром? Это было канализационное сооружение – уберите их оттуда. Давайте раскроем всю правду о том, что произошло. Вы должны раскопать все это место, чтобы устранить ущерб. Народ Ирландии должен знать, что произошло”.

Попытка католической церкви отрицать и преуменьшить значение произошедшего оставила ее равнодушной: “Это полностью настроило меня против церкви. Они повернулись ко мне спиной и солгали”.

Она надеется, что раскопки прольют свет на то, сколько трупов было помещено в септик, и причины смерти, а также приведут к совпадениям ДНК с родственниками и бывшими жителями дома, что проложит путь к надлежащим захоронениям.

Мак Суини, который был назначен в мае, недавно встречался с Корлесс на месте раскопок, но не сообщил, когда начнутся раскопки. Родственники надеются, что это произойдет в ближайшие месяцы.

Джефф Кнупфер, бывший детектив из Манчестера, возглавлявший комиссию по поиску тел людей, “исчезнувших” во время беспорядков, сказал, что в раскопках, вероятно, примут участие археологи, антропологи, следователи и руководители раскопок.

Не все останки обязательно приведут к положительному совпадению ДНК, что требует тщательного управления, чтобы избежать споров о принадлежности и судьбе некоторых останков, предупредил он. “Я боюсь, что это может оказаться чем-то вроде минного поля. За этим процессом последуют коронерские расследования и передача останков семьям – еще одна потенциально сложная область”.

Корлесс получил множество наград и снималась в документальных фильмах. Актер Лиам Нисон навестил ее и собирается снять драматизированный фильм о ее расследовании.

Вместо надгробных плит на этом месте местные жители установили цифру 796. Пи Джей Хаверти, бывший житель приюта, также опубликовал заметку: “Это то, что сделала католическая Ирландия. Забирали младенцев у их матерей, а когда они умирали, выбрасывали их маленькие тельца в грязный бак. Боже мой”.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.