Эксперт назвал малоэффективной идею ограничения наценки на отечественные автомобили

В России предложено ограничить максимальную розничную наценку на отечественные автомобили на уровне в 15%. С такой идеей выступили в Национальном союзе защиты прав потребителей — по мнению общественников, это позволит умерить аппетиты дилеров. Имеет ли шансы эта инициатива быть принятой, и если да, что будут делать в этом случае автосалоны, — выяснил «МК».

Фото: rally36.ru

Предложение ввести максимальную наценку на отечественные автомобили Национальный союз защиты прав потребителей направил премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. Идея ограничения мотивирована постоянным ростом цен на автомобили: так, если в 2020 году новые машины стали в России дороже на 7%, в 2021-м — на 18%, в 2022-м — на 20%, то лишь за первый квартал 2023 года они подорожали на 11%. Общественники в письме к Мишустину высказали подозрения, что одна из важных причин — завышение стоимости автомобилей дилерами.

«Рационально увязать стоимость производителей авто с конечной для потребителя, — отмечается в документе, который цитируют «Известия». — Разница между ними должна составлять не более 15%, это позволит исключить искусственные завышения со стороны автодилеров».

При этом в организации подтверждают, что устанавливать предельные наценки на автомобили — не в мировой практике. Однако в качестве положительного примера приводится регулирование цен на табачном рынке России — по словам глава НСЗПП Павла Шапкина, в Налоговом кодексе зафиксирована максимальная наценка на пачку сигарет.

— Следует сразу отметить, что такой механизм в случае табачного рынка имеет цель прежде всего не защитить потребителя от наценок, но сделать торговлю табачными изделиями низкорентабельной, — пояснил «МК» Игорь Левиди, аналитик крупного дилерского центра по продаже автомобилей. — Обычный магазин должен, грубо говоря, страдать, торгуя сигаретами. Поэтому сетевые супермаркеты держат их только ради ассортимента, а специализированные лавочки зарабатывают на других табачных изделиях и аксессуарах. Вопрос: мы действительно хотим сделать торговлю отечественными автомобилями невыгодной для дилеров?

Предложение общественников, заметим, неплохо ложится в канву конфликта крупных отечественных производителей автомобилей с дилерами — так, в начале июня ведущий российский автозавод остановил поставки в три дилерских центра, заподозрив их в необоснованном завышении цен. И действительно, при рекомендованной розничной цене в 1,2 млн рублей ряд автосалонов выставил новинку завода по цене около 2 млн рублей — объяснив это дефицитом автомобилей в наличии. Производителю такое игнорирование рекомендованных цен откровенно не понравилось, о чем и было заявлено прямо.

— Вообще-то это и есть рыночный механизм регулирования цен на дефицитную продукцию, — рассуждает Игорь Левиди. — Кому-то больше нравятся очереди? Дело вкуса, но так можно дойти до советской модели авторынка: дефицит машин в наличии, твердая цена, лист ожидания на несколько лет. И перепродажа уже частниками вдвое-втрое выше госцены.

«От какой цены считать будем? — комментирует в своем Telegram-канале главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — От реальной продажной цены завода? Так она может быть разной для разных дилеров. Или от рекомендованной розничной? Но ведь дилеры по разным схемам работают — кто-то выкупает автомобили, другие на факторинге сидят».

Законодателям, если они решатся вводить такие предельные наценки, придется определиться и с термином «российский автомобиль», добавил Кадаков. Речь идет об автомобилях с российскими номерами VIN (то есть собранные у нас) или только о российских брендах (от «Лады» до «Москвича»)? А как работает подобный механизм в нынешних условиях, можно увидеть в Узбекистане, подчеркнул эксперт: там рынок живет «с жесткими ценами, с продажей договоров, с последующим ожиданием автомобилей, перекупами и очередью из тех, кто вне очереди».

При этом, если наценки на новые отечественные авто будут все-таки ограничены, дилеры найдут способы не упустить своего. «Вряд ли цены будут снижены, скорее всего, рост продолжится, — сказал «МК» сотрудник одного из дилерских центров, специализирующихся на отечественных марках. — Не стоит на это рассчитывать: если будет ограничена наценка, на «пустые» машины лист ожидания будет как в советские времена — потому что всего одна или две машины из каждой партии будут такие. Остальные пойдут под опции, а в цены на дополнительное оснащение — вплоть до ковриков — будет «зашита» прибыль салона».

Это лишь самый простой способ, и он, скорее всего, будет применяться, подтвердил аналитик Игорь Левиди. Есть и другие — например, аукционы на покупку автомобилей из ближайших поставок (по базовым ценам, опять же, длительность ожидания будет исчисляться десятками месяцев). Единственная альтернатива — убрать дилера как лишнее звено, перейдя на непосредственную торговлю автомобилями от имени производителя. Но тогда — учитывая, что рынок не насыщен машинами — мы опять-таки придем к длинным очередям.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.