С российских богатеев собрали триллион

Налоговые сборы с состоятельных россиян в консолидированный бюджет превысили триллион рублей по итогам прошлого года, сообщил Минфин. Это в полтора раза больше того, что собрали годом ранее, – тогда было 636 млрд. Прирост впечатляющий, особенно на фоне тяжелых санкционных реалий, обвала фондового рынка и общего спада, постигшего нашу экономику в 2022-м. В чем тут дело: казалось бы, легальных богачей должно в стране стать меньше, но все получилось с точностью до наоборот? Если разбираться, у достижения, зафиксированного в проекте закона об исполнении бюджета за 2022 год, есть и свои риски. К сожалению, завуалированные.

Фото: Наталия Губернаторова

Повышенная (15% вместо стандартных 13%) ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) касается граждан с ежегодным доходом более 5 млн рублей, или от 417 тысяч в месяц. Согласно действующей с 2021 года схеме (когда был реализован переход на прогрессивную шкалу подоходного налога), в федеральную казну поступают 2% налога (в прошлом году – 132 млрд рублей), остальные 13% (882 млрд) распределяются по регионам. После зачисления средств в федеральный бюджет они направляются в специальный фонд, который оказывает помощь детям с редкими (орфанными) заболеваниями.

Но вот принципиальный вопрос: каково сегодня число плательщиков повышенной ставки НДФЛ в России? Ответа нет, поскольку с 2020 года ФНС не раскрывает эту информацию в масштабе страны. Приблизительную цифру можно определить лишь по косвенным признакам. По последним данным от налоговиков за 2019 год, в РФ насчитывалось 1,3 млн физлиц с годовым доходом от 1 млн до 10 млн рублей и 54 тысячи – с доходом свыше 10 млн рублей. Но и в ковидном 2020-м, и в еще более проблемном 2022-м много чего произошло такого, что заставляет усомниться в актуальности и репрезентативности какой-либо статистики. Если совсем грубо, количество налогоплательщиков с доходом от 5 млн рублей в год может составлять от 300 тысяч (ближе к истине) до 1 млн человек. Всего же трудоспособных граждан в РФ, напомним, около 70 млн.

Известно также, что в 2021 году наибольшее число людей с ежемесячным доходом от 417 тысяч работало в финансовой и страховой сфере – 18,8 тысячи человек, далее идет торговля – 16,8 тысячи, на третьем месте – обрабатывающие производства, 15,4 тысячи. Но прошлый год в значительной степени изменил, переиначил сферу занятости. Вместе с зарплатными приоритетами.

«Прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет почти в 370 млрд рублей наглядно отражает те тектонические сдвиги, что произошли на рынке труда в 2022 году, – говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Его вторая половина прошла под знаком дефицита рабочей силы и рекордно низкой безработицы в 3,7%. Кроме того, начавшийся в экономике процесс структурной перестройки резко изменил динамику заработных плат в ряде отраслей. Например, в IT-секторе они увеличились на 20-30%, равно как на оборонных предприятиях, в машиностроении в целом. Рынок труда стал по сути рынком соискателя. И если у вас зарплаты растут по отдельным секторам, то они линейно растут у управленческого персонала, у людей, которые и раньше получали по нескольку миллионов в год».  

Однако ситуацию неправильно было бы рисовать исключительно в светлых красках. Как минимум она свидетельствует о том, что динамика заработных плат превалирует над производительностью и качеством труда. Человека с недостаточной квалификацией могут привлечь на предприятие, обеспечить его огромным по прежним меркам окладом, но работать он будет плохо. Сегодня число таких «специалистов» может измеряться десятками тысяч. Что касается темы прогрессивной шкалы налогообложения, то в ней Масленников усматривает щекотливый нюанс, связанный с целевым характером трат. По словам собеседника «МК», он не уверен, что все сотни миллиардов рублей налогов, собранные по ставке НДФЛ в 15%, уходят по прямому назначению – детям с орфанными заболеваниями, а не на сторону. Может, стоит подумать о расширении целевой программы и потратить часть средств, скажем, на здравоохранение (скажем, на бесплатную диспансеризацию), на систему профессионального образования? Иначе не удастся сократить разрыв в динамике заработных плат и производительности труда.   

«Во многом рост поступлений от повышенной ставки НДФЛ связан с дивидендами на фоне высоких выплат, – рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Еще одна техническая причина – доначисления ФНС по доходам, полученным в 2021 году. Тут дело в следующем: сейчас ставку 15% применяет работодатель, причем только когда выплачивает работнику свыше 5 млн рублей в год. И если физлицо получает доходы от нескольких источников, то по итогам года налоговикам приходится самостоятельно производить расчет и взимать дополнительные доплаты. В 2022-м ФНС впервые доначислила этот налог, поскольку элемент прогрессии действует только с 2021 года».

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.