Правительственная комиссия по законопроектной работе не поддержала предложение увеличить до десяти тысяч рублей стоимость изделий народных художественных промыслов, которые можно дарить должностным лицам разных уровней. Ремесленникам это не поможет, а дополнительных средств из бюджетов может потребовать, говорится в проекте отзыва кабинета министров на инициативу. Её авторы почему-то не сочли нужным распространить послабление антикоррупционных ограничений на учителей или врачей…
Фото: Global Look Press
Законопроект был внесен в Госдуму в конце 2022 года сенатором Павлом Таракановым и депутатом Николаем Брыкиным («ЕР»), оба представляют Тюменскую область. В 2008 году, говорится в пояснительной записке к их инициативе, Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупционные преступления, и приняла федеральный закон «О противодействии коррупции». После этого установленная Гражданским кодексом стоимость допустимого т.н. «обычного подарка» определенным категориям должностных лиц и госслужащим была снижена с пяти МРОТ до 3 тысяч рублей (на тот момент эта сумма была равна одному МРОТ, сейчас не дотягивает до 20% МРОТ). Но уровень накопленной инфляции с 2008 по июнь 2022 года составил около 190%, продолжают авторы законопроекта, стоимость расходных материалов и оплаты труда народных умельцев «существенно выросла» — соответственно, «существенно выросла» и стоимость самих изделий.
Рынок подарков для официальных и символических целей является «достаточно значимым» для производителей этой отрасли, но рост цен «не позволяет дарить многие изделия государственным и муниципальным служащим». Если поднять допустимый порог стоимости такого рода подарков до 10 тысяч рублей — к росту коррупционных рисков это не приведет, полагают депутат и сенатор. По их мнению, если до пандемии и начала специальной военной операции с последовавшими санкциями значимые объемы продукции художественных промыслов скупали иностранные туристы, но теперь на это рассчитывать не приходится, и нужны другие способы стимулирования и поддержки отрасли.
Напомним: сейчас статья 575 ГК («Запрещение дарения») не разрешает дарить подарки кому-либо дороже трех тысяч рублей от имени малолетних и недееспособных их родителями или опекунами, а работникам образовательных, медицинских и социальных учреждений — теми, кто находится у них на лечении или попечении. Ещё нельзя дарить подарки дороже 3 тысяч рублей «лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Но с оговоркой: должностным лицам и госслужащим получать подарки дороже 3 тысяч рублей можно, но только «в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями». Если подарок дороже 3 тысяч рублей получен должностным лицом в такой обстановке и по официальному поводу, он признаётся «федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью» в зависимости от того, какого уровня было должностное лицо или чиновник, и передается служащим по акту в орган, в котором служит.
Так вот, г-да Тараканов и Брыкин предлагают поднять стоимость «обычного подарка» для должностных лиц и госслужащих с 3 до 10 тысяч рублей, если дарили изделие народного художественного промысла, включенное в перечень, установленный правительством. В казну, значит, должны будут сдаваться такие полученные в связи с исполнением полномочий жостовские подносы, чайники из Гжели и оренбургские пуховые платки, которые стоят дороже 10 тысяч рублей.
Как следует из проекта отзыва, одобренного правкомиссией по законопроектной работе (есть в распоряжении «МК»), инициатива поддержки ведомств не нашла. Отзыв отрицательный. Почему?
В документе напоминается, что закон «О государственной гражданской службе» запрещает федеральным и региональным чиновникам получать в связи с исполнением должностных обязанностей «вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)». Аналогичные запреты установлены другими законами и в отношении должностных лиц — например, замещающих государственные должности РФ. Перечень таких должностей утверждается указом президента, и в нем и сам президент, и премьер-министр, и министры с заместителями, и судьи Конституционного и Верховного судов во главе с председателями, и аудиторы Счетной палаты, и губернаторы, и сенаторы с депутатами Госдумы во главе со спикером, и т.д., и т.п. Это считается одной из антикоррупционных мер. Дарить подарки дороже 3 тысяч рублей официальным лицам на официальных мероприятиях не запрещается, напоминает документ, но, как уже говорилось, при условии сдачи их потом в казну.
Но «в ряде случаев» покупка подарков осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней, напоминается в документе, что чистая правда: подарочный фонд с такого рода сувенирами есть у всех органов власти федерального и регионального уровня. Поэтому утверждение авторов законопроекта, что он будто бы не повлечет никаких дополнительных расходов из федерального бюджета, могут быть подвергнуты сомнению: если органы власти захотят поддержать народные промыслы, покупая у них более дорогие подарки — значит, придется увеличить расходы на их закупку. Не захотят — значит, никакой дополнительной поддержки не получится.
Кроме того, напоминают в правительстве, поддержка предприятий и организаций народных промыслов осуществляется в рамках соответствующего федерального проекта и включенные в перечень, утвержденный Минпромторгом, получают субсидии из федерального бюджета.
Профильный думский Комитет по госстроительству и законодательству законопроект пока не рассматривал.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.