Эксперты ВШЭ подсчитали, что кибер-, или компьютерным спортом увлечено 75% студентов мужского пола в российских вузах. Из них 33% тренируются каждый день. Среди девушек число киберспортсменок оказалось существенно ниже, всего 20%.
«МК» узнал разницу между компьютерным спортсменом и геймером и попытался понять, к чему приведет возрастающая популярность виртуального спорта в будущем.
Фото: Global Look Press
— В отличии от геймерства, киберспорт — это профессиональное занятие компьютерными сетевыми играми, многопользовательскими, команда на команду, — объясняет программист Иван Березин. — В киберспорте люди играют против людей, никогда против компьютерных персонажей. Тут все серьезно: есть глобальные чемпионаты в России, есть Федерация компьютерного спорта России при Минспорте. Кроме итого, есть международные соревнования разные, которые проводят производители игр и международные ассоциации. Есть международная федерация киберспорта, она базируется в Южной Корее.
Кибер-турниры имеют такой размах и размеры призового фонда, что и обычный профессиональный спорт, теннис, к примеру. Не зря компьютерный спорт признан самой быстроразвивающейся отраслью (оценка Олимпийского комитета) в индустрии развлечений. Кроме состязательной составляющей, в ней присутствуют звездные рекламные контракты и букмекеры. У примеру, в июне этого года одна из самых известных российских команд Team Spirit выиграла турнир по Dota 2 (CS и Dota два главных формата в киберспорте) и заработала 5 миллионов долларов. А самое впечатляющее (в денежном эквиваленте) достижение россиян относится к 2021 году. Совместная российско-украинская команда выиграла международный турнир The International 10 в Бухаресте с призовым фондом в 40 миллионов долларов — ребята заработали 18 миллионов. Многим из них тогда еще не было 20 лет.
— Возрастной состав у профи в компьютерном спорте 14-28 лет, рассказывает киберспортсмен Дмитрий из Москвы. — В принципе играть может каждый — и в 60 лет, и в 10, и люди с ограниченными возможностями, есть дистанционные турниры тоже. И даже индивидуальные, не обязательно в команде. У женщин есть отдельные лиги и турниры, но есть и те, кто в смешанных командах. Не знаю, почему такое разделение. Многие сравнивают «кибер» с шахматами — там тоже разделение есть на женское и мужское. А возраст молодой у игроков, думаю, из-за скорости реакции и мышления, это тут самое главное. Серьезные деньги, если о них говорить, платят на топовых турнирах. Хотя, чтобы добраться туда, надо конечно в локальных поиграть год-два. В принципе, если каждый день заниматься, то быстро станет понятно, вырвешься ты наверх или нет. Для хорошего уровня надо часа 3 в день тренироваться, для приемлемого — хотя бы час-два в день.
Известно, что некоторые профи бросают престижные вузы ради киберспорта. Например, Магомед Халилов из Махачкалы, который как раз был членом команды, победившей на турнире в Бухаресте, бросил медвуз. Бросил МГУ для того, чтобы уйти в компьютерный спорт и другой звездный игрок, Александр Хертек, учился на факультете прикладной математики и кибернетики. А те, кто все-таки продолжает учиться, на подготовку к турниру берет «академки». Ведь игры командные, и каждый должен быть в доступе на тренировке. Тут почти как в футболе: есть защитники, игроки сложной линии, линейные, смешанные, запасные. И тренеры тоже — вероятно, это продолжение карьеры для киберспортсменов с именами, когда им будет за 30.
Или они могут пойти в преподаватели — в разных университетах открываются факультеты киберспорта. В Москве тоже есть, в частном университете — там и прикладную математику преподают, и стратегию, и менеджмент. И «читают» нв «игровой индустрии» минимум две звезды: Дмитрий «LemakaRovel» Макаров, бывший участник ESPADA и других команд, в 14 лет заработавший первый миллион. И Михаил «Dosia» Столяров, прославившейся еще «нулевых». Столярову 35, редкий случай, потому что вообще в среде киберспортсменов ходит шутка «19 — пора на пенсию».
— Для серьезных турниров возраст участников до 16 лет, — рассказывает киберспортсмен Дмитрий. — Хотя есть единичные случаи, когда дети доходят до плей-офф в турнирах. Или показывают отличные показатели как, например, Данил Крышковец в этом году, ему всего 15. Или тот де Ли Сан Хек «Непобедимый дракон» из Китая, который прославился в 14, и до сих пор один из лучших в мире. Но все-таки организаторам не хочется бумажных осложнений. И лучше, чтобы у игрока был паспорт.
Выходом для молодых и ранних в России может быть Школьная лига. Возраст участников от 7 до 18-ти, а призы совсем не детские — в прошлом году школьники сражались за миллион рублей.
Интересно, что в Москве есть и программа «Киберспорт 55+». И свои звезды, например, 83-летний Лев Семенов из ЮЗАО. В Швеции живут достойные противники московских спортсменов, команда Silver Snipers (CS). Средний возраст — 67 лет.
Что еще можно «заработать», проводя по 3 часа за компьютером каждый день — помимо денег? Сторонники такого времяпрепровождения утверждают, что «киберспорт тренирует память и внимательность, развивает умение работать в команде». Прокачивает навык быстрого принятия решений, совершенствует английский, повышает самооценку и придает популярности среди тех, кто «прошарен» — это важно для подростков. Даже психологи усматривают в компьютерном спорте такие плюсы как улучшение дисциплины и самоконтроля (спорт же!), продвинутое пространственное мышление.
— Да, к положительным следствиям такого хобби можно отнести и развитие зрительной памяти, и даже эффект нейромодуляции у азартных игроков, — говорит врач общей практики Ирина Панова. — И радость победы — дофамин. Но отрицательное влияние на организм у многочасового сидения за компьютером тоже присутствует. Просто сам спорт настолько молод, что статистики нет. А его участники юны, последствия для них могут наступить потом. Такие, как болезни сидячего образа жизни вообще: варикоз, дистонии, сколиоз и межпозвоночные грыжи, сбой метаболических процессов, болезни желудка. И специфически «компьютерные»: миопии, истощение нервной системы, витальная депрессия. Потому что одно дело компьютерные симуляции, которые используют в авиации, например, или в подготовке МЧС наряду с физическими тренировками. А другое — только симуляции. Наверное, и здесь выход в том, чтобы за компьютерным спортом не забывать обычный, физический.
Еще одним отличием киберспорта от классического называют его аполитичность. Мол, как играли, так и играют наши по миру, санкции не помеха. Тем более что у киберспорта азиатский вектор — много звезд игроков из Китая, Индии и Южной Кореи. Но перемены все-таки произошли. Команды Team Spirit переехали в Белград, Virtus.Pro в Армению, хотя и продолжают играть за Россию. Анастасия Glanse Анисимова, одна из немногих известных женщин-киберспортсменок, ушла в немецкий клуб G2. Топовый игрок Dota 2 Роман «Рамзес» Кушнерев теперь в США, играет за Evil Geniuses. В Америку уехали и российские чемпионы формата CS:GO Денис Шарипров и Илья Залуцкий.
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.