Школа любви: чему будут учить детей на уроках семьеведения

«Да, плохо еще мы воспитываем нашу молодежь. Очень плохо. Удивительно несерьезное отношение к институту брака». Горьким словам героя бессмертной «Кавказской пленницы», товарища Саахова, уже почти шесть десятилетий, а актуальность их только растет. Но наконец-то наметился переход масштабов проблемы в качество решения: во властных и околовластных коридорах и кабинетах кипит работа над новым школьным курсом — семьеведением.

Фото: Евгений Семенов

Сперва «осемьянением» школы озаботилась Госдума — в лице Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. А на днях к важной миссии подключилась Общественная палата РФ. Тон в работе, понятно, задает парламент. Не все детали процесса известны, но общий подход, в принципе, понятен. Идеология, которой руководствуются разработчики курса, ими не только не скрывается, но всячески пропагандируется.

Вот, в частности, что говорит на этот счет депутат Госдумы, глава рабочей группы по разработке предложений о внедрении в школьную программу уроков семьеведения Татьяна Ларионова: «Мы находимся на краю пропасти. И если не начать заниматься семейными ценностями, дети не смогут противостоять агрессивному зарубежному натиску… Мы должны говорить о любви, преданности, о том, что семья нужна и необходима, наша традиционная семья, а не то, что нам навязывает Запад».

Впрочем, по вопросу любви единого мнения у депутатов пока, похоже, не сложилось. По мнению, скажем, первого зампреда «семейного» комитета Татьяны Буцкой, учить детей нужно тому, что «первостепенны смирение и умение слушать, а не любовь». В общем, есть еще о чем поразмыслить, над чем поработать. Поэтому помощь думцам со стороны Общественной палаты, будет, думается, совсем не лишней.

В Общественной палате мыслят стоящие перед семьеведением цели еще более широко: по мнению «общественников», внедрение в молодежь традиционных ценностей должно в конечном счете помочь «разобраться с политической проблемой демографии в стране». Свою же задачу, как объявлено на прошедшем недавно в ОП круглом столе, палата видит в формировании «научно-методического и экспертного сообщества», которое в свою очередь поспособствует созданию «методической базы для занятий по семьеведению, которую можно транслировать и рекомендовать всем образовательным организациям». В общем, работы — непочатый край.

Но глаза, как говорится, боятся, а руки делают: фонтан идей уже забил. В частности, председатель комиссии ОП по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко предложил привлечь к преподаванию семьеведения православных священников. В обосновании своей идеи Рыбальченко сослался на историю: мол, христианство на Руси возникло в семье — когда князь Владимир женился на византийской принцессе Анне. Стало быть, церкви здесь и карты в руки.

Что ж, возможно, священники и впрямь будут неплохими преподавателями семьеведения. Но учить детей семейным ценностям на примере жизни Владимира Святославовича, пожалуй, все-таки не стоит. Напомним, что до женитьбы на Анне князь тоже отнюдь не холостяковал. Причем его семейный круг, если так можно выразиться, был тогда куда более широким.

«Был же Владимир побежден похотью, — сообщает «Повесть временных лет», — и были у него жены: Рогнеда… от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Словом, это еще вопрос: какие ценности более способствуют решению проблемы демографии. Если формально подходить к предмету, то нам надо возвращаться не к традиционно-православным, а к еще к более древним, языческим обычаям. Что, можно сказать с уверенностью, не входит в планы разработчиков нового школьного курса. Но в таком случае надо бы поаккуратнее им обращаться с историческими аналогиями. История — дело тонкое.

Но это далеко не самый большой подводный камень на пути нового курса. Есть и куда более серьезные камушки. Велик риск того, что эффект будет совершенно противоположным ожидаемому. Спросите себя: привила ли вам школа любовь, к примеру, к русской классической литературе? Положительный ответ наверняка дадут немногие. Да и что касается большинства других предметов, статистика, пожалуй, будет похожей. Но у массового образования и нет задачи сделать так, чтобы все предметы нравились всем ученикам. Было бы, как говорится, предложено.

Тут же ситуация совершенно иная. Тут ставки, как нас уверяют, куда более велики: или пан, или пропал — демографическая катастрофа. Но в таком лучше лучше вообще не рисковать. А ну как, вопреки расчетам, вместо того, чтобы напитаться традиционными ценностями, учащиеся возненавидят их на всю оставшуюся жизнь?  

В крайнем случае, можно попробовать пойти от противного — взять на вооружение метод поэта Григория Остера: давать детям «вредные советы», вызывая у них желание сделать наоборот. Кстати, кое-что на эту тему можно найти и самого Григория Бенционовича. Например, такое:

Родился девочкой – терпи

Подножки и толчки.

И подставляй косички всем,

Кто дернуть их не прочь.

Зато когда-нибудь потом

Покажешь кукиш им

И скажешь: «Фигушки, за вас

Я замуж не пойду!»

Не факт, конечно, что «вредные советы» сработают. Но вреда от них в любом случае будет меньше, чем от того, что сегодня предлагают поборники традиционных ценностей из Госдумы и Общественной палаты.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.