За последний год россияне резко изменили свои привычки при покупке продуктов. По данным компании NielsenIQ, люди стали приобретать больше товаров в маленьких или, наоборот, в больших упаковках. Средний размер популярностью не пользуется. С чем связаны новые предпочтения покупателей, выяснял «МК».
Фото: freepik.com
На первый взгляд, выводы аналитиков выглядят сенсационно: в России с июня 2022-го по июнь 2023-го продажи колбас весом до ста граммов выросли на 53%, до 149 граммов на 42%, то есть практически в полтора раза. Напоминает реалии середины прошлого века, когда многие советские люди покупали в гастрономах колбасу исключительно маленькими порциями из-за отсутствия холодильников (а также консервантов в самой колбасе). Но теперь-то бытовая техника есть у всех. Неужели народ настолько обнищал?
В то же время, согласно исследованию, значительно выросли продажи колбас в килограммовых упаковках — на 29%, а сосисок массой 700–800 граммов аж на 49%. При этом реализация обоих продуктов в упаковках весом 500 граммов снизилась на 17%.
Похожая тенденция наблюдается и с мужскими гелями для душа. С января по июнь доля купленных флаконов среднего размера (250 миллилитров) составила 39% (годом ранее 53,4%). Продажи гелей объемом от 750 мл до одного литра выросли с 13,3% до 21%. Но куда большим спросом стали пользоваться «мыльные» средства в малой таре (до 249 мл) — россияне теперь покупают их в полтора-два раза чаще, чем в начале года.
— Изменения в поведении покупателей вызваны разными причинами, и не только снижением их доходов, которое, к сожалению, имеет место. Правда, по сообщению Росстата, реальные доходы россиян даже выросли. Но это если считать их применительно к инфляции по рынку в целом. Однако продовольственная инфляция всегда выше, поэтому покупательная способность населения хоть ненамного, на несколько процентов за год, но упала, — говорит директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец.
Надо обратить внимание как минимум на две вещи, рассказывает эксперт «МК». Во-первых, на действия ретейлеров, которые предоставляют скидки. Во-вторых, на активность покупателей, которая на 10–15% ниже, чем в позапрошлом году. Прошлый год нельзя считать показательным, потому что цены то росли, то падали.
Люди сейчас более склонны к экономии, чем еще год-два назад. Отсюда и естественная реакция россиян покупать товары, которые, скажем так, эффективны. Ретейлеры, понимая ситуацию, для поддержания и оживления спроса предоставляют скидки и устраивают акции на свой ассортимент.
Россияне закупают товары, ту же самую колбасу, килограммами (практически оптом) просто потому, что на них идут скидки, а вовсе не потому, что люди жадные или деньги у них закончились. Поэтому рассматривать потребительские привычки россиян без учета скидочной политики ретейлеров неправильно.
— Добавлю еще один важный аспект, — продолжает Алексей Зубец. — Готовы ли граждане тратить деньги, даже если они у них есть, в достаточном количестве? Мы видим, что такого желания у россиян нет. Еще недавно можно было предположить, что ситуация изменится осенью, но теперь очевидно, что этого не произойдет. Резко вырос доллар, цены подтянутся вслед за ним, и склонность населения покупать товары и услуги будет только падать. В некоторых магазинах количество товаров со скидками достигает 48–50%. И эта цифра будет только расти.
— Алексей Николаевич, вернемся к нашим колбасам. Почему россияне стали покупать их крохотными порциями? Увеличилась доля людей, находящихся за чертой бедности?
— Исходя из этих данных, я делаю совершенно противоположный вывод. Когда авторы исследования говорят, что народ стал покупать маленькие упаковки колбасы, надо понимать, о чем идет речь. Покупатель же, как правило, берет не 50–100 граммов «Докторской», а деликатесную нарезку. И как раз не из-за бедности, а напротив: если человек может позволить себе дорогостоящий товар, пусть в маленьком объеме, значит, у него появились деньги. Особенно любят порадовать себя пенсионеры.
Теперь что касается склонности россиян к покупке товаров в больших упаковках. Именно на них продавцам выгодно делать скидки, и они их делают, иногда на 20–30%. Если, условно говоря, килограмм сосисок стоит столько же, сколько две упаковки той же марки по 400 граммов, так почему бы этим не воспользоваться? В общем, я бы не сказал, что исследование NielsenIQ свидетельствует о фундаментальных изменениях в потребительском поведении людей.
— Есть ли разница в поведении людей, совершающих покупки в интернете или же непосредственно в супермаркете?
— Принципиальных отличий я не вижу. Единственное — в онлайне в основном покупает молодежь. Люди же среднего и старшего возраста чаще всего хотят пощупать товар, особенно если это касается продуктов, свежих овощей. Ну и еще: если вам нужно совершить серьезную покупку, в 15–20 позиций, в магазине она обойдется дешевле. А заказы через интернет не всегда дают возможность сэкономить.
— Покупки через интернет теряют популярность?
— Да, безусловно, мы это наблюдаем. Мой личный опыт показывает, что если хозтовары еще можно заказать в онлайне — порошок он и есть порошок, то продукты лучше все-таки покупать в магазине.
Для сведения: в магазинах акции чаще всего распространяются на развесные шоколадные конфеты (67%), маринованные грибы и овощи, макароны (65%). В онлайне лидерами скидок являются туалетная бумага (84%), бумажные полотенца (80%) и сладкая выпечка (75%).
Истoчник: Mk.ru
Комментарии закрыты.