Никита Кричевский согласился с прогнозами курса доллара: “Будет по 130”

«Рано или поздно доллар, конечно, будет по 130, хотя и не тогда, когда это предсказывает Игорь Липсиц», — известный экономист Никита Кричевский объяснил, почему прогноз курса доллара — дело неблагодарное, а те, кто пытаются на этом хайпануть, становятся мемами.

Фото: freepik.com

Так ждать ли нам действительно к концу 2023-го удорожания курса американской валюты еще на треть? Тем более, что президент США Байден вообще говорил про доллар по 200 (правда, было это в марте 2022 года), так что на его фоне прогноз экс-профессора ВШЭ Игоря Липсица выглядит довольно оптимистичным.

На днях в своем ТГ-канале Липсиц заявил, что, по его мнению, к концу 2023 года американская валюта укрепится до 130 рублей за рубль. Однако это предположение справедливо при условии, что не произойдет еще какого-нибудь форс-мажора, чем, как и остальными природными ресурсами, славится теперь Россия.

Чтобы избежать этого, властям РФ потребуется оказать административное воздействие на экспортоориентированные отечественные компании для стабильного притока иностранной валюты. Но сделать это трудно из-за санкций, заключил аналитик.

Естественно, тут же поднялся хайп. Все помнят августовский скачок «зелёного» почти до 100, и как потом рубль с трудом отыграли до 90+. Только вздохнули спокойно — и вот опять. Да, мало что интересует наших граждан больше, чем узнать цену бакса. А наиболее известные предсказания на этот счёт вошли в историю.

Самый известный мем принадлежит Юлии Цепляевой и относится аж к 2014 году: «Мне очень жалко людей, которые покупают доллар по 35 рублей! Они просто потеряют свои деньги!»

С тех пор мало кто рискует так подставляться, хоть в одну сторону, хоть в другую.

«Игорь Липсиц живет за границей, его задача, как я считаю, напомнить о себе и хайпануть. Больше ничего. Но вы знаете… а ведь он прав! — восклицает Никита Кричевский. — Ведь однажды курс действительно будет 130 рублей за доллар. Вспоминаю, очень давно был такой эксперт, который каждый год предсказывал дефолт. И в 1998 году тот произошел. Что позволило этому эксперту гордиться собой. Как было сказано одним Нобелевским лауреатом по экономике: прогнозируется все, кроме цены. Курс доллара — та же цена. Поэтому лично я никогда не занимаюсь прогнозами. Так как те, кто это делают, наносят себе сильнейший удар по репутации. Они просто тычут пальцем в небо, хотя рано или поздно некоторые прогнозы, особенно относительно курса доллара, сбываются. Нам и про 120 рублей за доллар говорили, и про 200… На самом деле никто не знает, каким курс доллара будет в следующем году, никто не знает даже, каким он будет завтра. Полгода назад у себя на радио я говорил, что доллар будет 100. А он был меньше 80. Месяц назад я для личной необходимости купил доллары по 97 рублей. Потом они стали стоить 93. Но я не переживал. Потому что через две недели они стали уже 98.

— Не решит ли государство регулировать курс доллара административным путём, чтобы в том числе избавить население от нервных срывов в результате этих качелей?

— Есть множество стран в мире с развивающимися экономиками, которые устанавливают директивный курс. Это успокаивает народ, прежде всего производителей, которые после этого могут хоть что-то просчитывать, те же кредиты, например. Потому что это своего рода стабильность. Одно из таких государств — Китай. Курс юаня, как известно, зависит исключительно от решений компартии. Так тридцать лет уже происходит. Проходит время, конкурентоспособность их экономики начинает снижаться, и вдруг бац — юань девальвируют. Тридцать лет одно и тоже. С тех пор как Китай начал экспансию на мировой рынок. Хотя те же тридцать лет назад они скупали у нас алюминиевые ведра.

— А теперь, как бы это помягче сказать, мы сами гоним в Китай по демпинговым ценам ресурсы, а взамен получаем дружественные юани, которые ещё не факт, что нам очень нужны.

— С чего вы взяли, что мы туда что-то гоним совсем уж задешево? Существует межправительственное соглашение по поставкам нефти, газа, древесины. Да, цены там дешевле, потому что это долгосрочные контракты. Но для нас они все равно выгодны. Потому что это тоже стабильность. Китай этим доволен. Но и мы в накладе не остаёмся. Какая будет конъюнктура, когда эти контракты станут продлеваться? Этого никто не знает, и никто пока не скажет. Что касается потолка цен, то если в Европу мы действительно придерживаемся потолка, то в Азию поставки весной были свыше 80. Вот вам ваши санкции и вот ваш потолок. Это было полгода назад.

— Однако до половины валютной выручки в Россию приходит в рублях, ещё часть — в не очень конвертируемых валютах так называемых дружественных стран. Насколько это нам нужно?

— Для России это хорошо. Для валютного курса, наверное, плохо. Но тут уже ничего изменить нельзя, тем более, что вопрос, за какую валюту продавать на экспорт ту же нефть, регулируется сверху.

— Почему ЦБ не вводит директивный курс доллара?

— Это вопрос, который волнует всех. И ответа на него нет. Есть только предположение, что это не делается в интересах внутренних спекулянтов, то есть банкиров. Их происходящее сейчас вполне устраивает. И вот для того, чтобы они чувствовали себя хорошо и по-прежнему зарабатывали, думаю, это и делается. Ведь у нас все крупнейшие банки так или иначе связаны с ЦБ.

— Сколько же может стоить доллар, если директивный курс все-таки введут?

— Тут нужно специально садиться и считать. Навскидку никто не скажет. Не верьте тому, кто скажет 100 или 120, требуется четкий расчет. Нужно ориентироваться на импорт, на экспорт, на бюджет. В том же Китае, например, его высчитывают до сотых.

Истoчник: Mk.ru

Комментарии закрыты.